Как взять землю в аренду у администрации города или сельского поселения под строительство дома и бизнес — с чего начать

Проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка

Значение аукциона

Чтобы передать землю на правах аренды другому лицу, владелец в лице администрации должен провести ряд действий: устроить торги, уведомить о них в средствах массовой информации, подвести итоги. Это меры, предупреждающие коррупцию, неконтролируемую передачу земельных наделов и получение выгоды отдельными представителями муниципалитета.

Краткая суть проведения

Прежде всего, устанавливается начальная цена аукциона.

Затем заинтересованные лица подают оплаченную заявку, а на самом мероприятии предлагают стоимость, которая будет выше, чем начальная.

Побеждает на аукционе тот, кто предложит наиболее выгодные для владельца условия (обычно это максимальный размер арендной платы).

Инициировать процесс могут как арендодатель, так и арендатор. Муниципалитет обычно принимает решение о назначении торгов в отношении сразу нескольких наделов. Потенциальный арендатор может выбрать один подходящий надел или несколько, запросить в Земельном Комитете информацию о возможности передачи их во временное пользование. После этого администрация решает, какие участки по какой цене можно выставлять на торги.

Муниципалитет собирает первичную информацию:

  1. данные о земельном наделе: выписку из ЕГРН с кадастровой информацией;
  2. начальную стоимость аренды надела, исходя из кадастровой цены, рыночной, фактического состояния;
  3. шаг аукциона: минимальный размер увеличения цены от каждого участника торгов. Ограничение по размеру шага имеет верхнюю планку: не более 5% от начальной ставки;
  4. дата проведения мероприятия, время и место;
  5. условия, на которых в дальнейшем может быть заключена сделка;
  6. лица, которые могут участвовать в торгах.

Извещение о проведении аукциона может быть опубликовано в печатных СМИ, региональных и федеральных, а так же на сайте администрации. Заинтересованные в заключении договора аренды граждане обычно ищут информацию в официальных и специализированных изданиях. Информирование проходит заблаговременно, чтобы участники могли подготовить заявки.

Как получить земельный участок без специальных знаний?

Начните сейчас

С помощью данной инструкции я получил 1 земельный участок на аукционе и 2 земельных участка мне согласовали для предоставления без торгов.

Результат оправдал мои ожидания.

Мы отвлеклись. Возвращаемся к получению земельных участков на аукционе.

Проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка

В самой первой графе Таблицы с результатами поиска, вы обнаружите несколько значков.

Один из них — увеличительная лупа.

Кликнув на нее, вы получите доступ к основной информации по земельному участку, в том числе:

  • дата и время окончания приема заявок на участие в аукционе,
  • тип торгов: продажа земельного участка или сдача в аренду,
  • кадастровый номер земельного участка,
  • категория земель (например, земли населенных пунктов),
  • вид разрешенного использования земельного участка,
  • площадь земельного участка,
  • описание границ,
  • начальная цена земельного участка,
  • шаг аукциона,
  • размер задатка,
  • другая информация.

В других разделах извещения необходимо найти более подробную информацию о земельном участке.

В частности, ознакомиться с проектом договора, который будет заключаться с победителем аукциона или с единственным участником, допущенным к аукциону.

Кто может заявиться

Ограничений, касающихся статуса заявителя, нет. Участниками могут выступить:

  • граждане иностранных государств;
  • соотечественники, зарегистрированные или постоянно проживающие на территории РФ;
  • субъекты с любым юридическим статусом: частные лица, индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации.

К участию в торгах допускаются:

  1. подавшие заявление о проведении аукциона;
  2. оплатившие пошлину-взнос за участие;
  3. предоставившие необходимую документацию о планах на участок;
  4. не имеющие ограничения брать землю в аренду;
  5. лица и организации, имеющие достаточное количестве официальных документов, подтверждающих личность или регистрацию.

Законодательная база

Сама возможность проведения аукциона, порядок действий, необходимые документы от каждой стороны закреплены в нормативных актах:

  • Земельный Кодекс РФ;
  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Налоговый Кодекс РФ;
  • некоторые региональные постановления, облегчающие процедуру взятия во временное пользование в конкретном субъекте. Региональные нормы обычно направлены на поддержку региона и привлечение арендаторов для строительства новых зданий, развитие промышленности и сельского хозяйства.

Как подать заявку на участие в аукционе

По завершении сбора всех бумаг пакет документов направляется инициатору торгов. Контактная информация всегда указывается в извещении о планируемых торгах. Подать заявку может как сам потенциальный арендатор, так и его законный представитель (в этом случае потребуется нотариально заверенная доверенность).

Каждая бумага предоставляется в двух экземплярах. При приёме составляется опись, с которой в дальнейшем при рассмотрении заявки легко сверить реально предоставленные бумаги. На копиях, которые остаются у заявителя, проставляются входящие данные: дата приёма бумаг и фамилия и подпись принявшего. Это становится гарантией, что документы действительно будут рассмотрены.

Заключение договора о временном пользовании

На основании подписанного протокола в течение 5 дней между победителем и владельцем заключается договор аренды. Его составляющие:

  1. дата подписания, место;
  2. информация о каждой из сторон (назначение арендатора и арендодателя);
  3. информация о протоколе торгов, на основании которого заключается договор;
  4. подробное перечисление характеристик объекта договора – земельного надела: кадастровый номер, размеры, собственник, местоположение, заключение о межевании, категория и целевое назначение;
  5. права арендатора – что он может делать с участком: какие строения возводить, как возделывать, что делать для удобства пользования участком;
  6. права арендодателя – обычно, это проверки легитимности использования и соблюдения условий договора;
  7. обязанности арендатора: регулярная оплата аренды, соблюдение санитарно-гигиенических и экологических норм, соблюдение запрета на возведение прочих строений, кроме тех, что прописаны в договоре, обязанность провести инженерные коммуникации (по соглашению сторон) и иные пункты;
  8. обязанности арендодателя;
  9. срок действия договора – он зависит от категории и разрешённого целевого использования, не может превышать 49 лет;
  10. условия аренды: размер платежа, сроки выплат;
  11. иные договорённости между сторонами в рамках действующего законодательства.

Подписываются три экземпляра: два остаются у сторон, а третий регистрируется в Росреестре. Регистрации подлежат все арендные соглашения, имеющие срок действия более 1 года.

Процедура взятия в аренду участка у муниципалитета всегда проходит через аукцион. Подача заявки – важнейшая часть для заявителя, ведь она должна строго соответствовать условиям торгов. Ответственность полностью лежит на участнике: если он откажется от победы или не явится на торги, не предупредив и не сняв заранее заявку, взнос за участие не будет возвращён. А победитель, который отказался от заключения договора, в будущем, скорее всего, больше не сможет поучаствовать в мероприятиях такого рода.

Прочие ситуации

Помимо успешного проведения торгов может быть зафиксирован их срыв.

Дальнейшие действия инициатора:

  • вычеркнуть земельный участок из списка допущенных к аренде;
  • вынести новое постановление о проведении аукциона, возможно, с другими условиями. В этом случае все этапы повторяются, начиная с первого.

Правила возвращения задатка

Взнос возвращается на лицевой счёт, если:

  • потенциальный участник отозвал заявку до начала торгов;
  • проиграл в аукционе;
  • торги были отменены;
  • торги были признаны недействительными.
Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды нежилого помещения

Взнос не возвращается, если участник:

  • не явился на торги и не прислал представителя;
  • не заключил договор аренды;
  • стал полноправным арендатором: в этом случае задаток становится частью первого взноса за пользование землёй.

Что изменилось в Земельном Кодексе РФ после 2015 года

  1. Если землю не успели разграничить и утвердить «Правила застройки», то возникает переход права распоряжения земельными участками от городской к районной администрации (поселка, деревни, села);
  2. Отдельные случаи и льготные категории граждан, которым предоставляется право получения земли в аренду без участия в торгах теперь прописаны в Земельном Кодексе;
  3. Стала возможной передача в аренду не стоящих на кадастровом учете муниципальных земель по заявлению граждан и без проведения аукциона.
  4. Земли, которые находятся в публичной собственности, могут выступать предметом аренды, если относятся к разрешенной категории и стоят на кадастровом учете.

Другими словами, в оборот поступили новые массивы земельных участков под индивидуальное жилое строительство и, чтобы взять землю в аренду, теперь не нужно обращаться в администрацию города или районного центра — достаточно обращения в администрацию поселения, в котором расположен участок.

Как арендовать землю для некоммерческой организации (НКО)

  1. Выиграть аукцион по аренде, инициатором которого выступает администрация. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  2. Выиграть аукцион по инициативе граждан. Для земель стоящих на кадастровом учете (отображаются на публичной кадастровой карте);
  3. Заключить договор аренды без проведения торгов. Для земель находящихся в муниципальной собственности, стоящих на кадастровом учете и только для льготной категории граждан;
  4. Заключить договор аренды без проведения торгов на земельный участок, который еще не стоит на кадастровом учете (не отображается на публичной кадастровой карте).

А теперь рассмотрим каждый способ подробнее.

Есть разъяснения ФАС РФ (Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 5 июня 2012 г. «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции») касаемо передачи прав на имущество без торгов и аукционов для НКО:

  • В соответствии с пунктом 7 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
  • Согласно пункту 5 статьи 4 «Закона о защите конкуренции» под хозяйствующим субъектом понимается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Таким образом, действие статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования государственного или муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход.

  • Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» предоставление прав владения и (или) пользования государственным и муниципальным имуществом возможно без проведения торгов некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка

Таким образом, передача государственного или муниципального имущества на основании пункта 4 части 1 статьи 17.1 «Закона о защите конкуренции» может осуществляться вне зависимости от того, осуществляют ли указанные в данном пункте некоммерческие организации деятельность, приносящую доход, или нет. 

Если земельный участок не сформирован и не стоит на кадастровом учете, но уже кем-то занят, то он может быть выделен землепользователям до введения ЗК РФ 2001 года в действие. К примеру, участки в деревнях вообще редко были сформированы и могут быть уже в аренде с правом выкупа или в безвозмездном пользовании или с пожизненным правом аренды, не отображаясь при это на публичной кадастровой карте. Поэтому, с моей точки зрения, следует делать упор на аренду земельного участка, а не на покупку здания под ним.

Как я это вижу:

  1. Получить справки подтверждающие, что здание не стоит на балансе у органов мсу, не находится в чьей-то собственности (физ. юр. гос. лиц (гос. — мсу, федеральная));
  2. Подать заявление в местную администрацию, в чьем ведении находится данный земельный участок, о приобретении права аренды на него, именно в письменном виде, т.к. зачастую сталкиваюсь с тем, что люди слушают ленивых чиновников, которые не хотят разбираться с проблемами входящими в их прямые обязанности. Подавайте именно в письменном виде;
  3. В заявлении можно указать предложение выделить данный ЗУ в аренду вам для каких-либо нужд с обязательством в виде очистки территории от строительного мусора и тп.
  4. Если получите положительный ответ, то быстренько ремонтируете данное здание (частично), оформляете на него право собственности; 
  5. Далее оспариваете кадастровую стоимость земельного участка и здания и выкупаете ЗУ у муниципалитета. Снижение КС вам пригодится для уменьшения суммы выкупа.

Если вам откажут по причине того, что на ЗУ формально находится здание, а ЗУ в собственности муниципалов, то тогда вижу только судебный порядок оспаривания. Решение органа мсу об отказе в предоставлении по мотивам того, что на участке здание станет ключевым документом для суда. Но у вас есть «контр-документ» подтверждающий, что здание не стоит на балансе у органов мсу. А кто вообще сказал что это здание? Может быть это мусор, к примеру?

Дело в том что в нашем земельном законодательстве существует принцип прямой связи судьбы ЗУ и недвижимости расположенной на нем, а так же есть такая статья в Гражданском Кодексе под названием — Бесхозные недвижимые вещи.

Сноски:

  • ЗК РФ Статья 1. Основные принципы земельного законодательства — п. 5 — единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • ГК РФ Статья 225. Бесхозяйные вещи — ч.1 — Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Ч.3 — Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Предлагаем ознакомиться:  Договор аренды земельного участка - бланк образец 2019

По поводу дистанционной аренды, например для направления почтой необходимых документов на согласование в другой регион — да можно. Прописка и даже гражданство здесь роли не играют. Но и искать интересующий вас земельный участок придется дистанционно: не взглянув и не пощупав. 

Единого перечня свободных участков не существует, зато есть реестры земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности. Существует так же специальный орган под названием «Росимущество», который ведает участками принадлежащими государству, но это будет федеральная собственность (лучше не связываться).

Как вариант, можно составить мотивированный запрос о наличии земельных участков для приобретения права аренды в администрацию района или сельского поселения, на территории которого будет располагаться участок, но рассчитывать на подробный ответ я бы не стал.

Обратим внимание на ст. 95 ЗК РФ, а именно на п. 6 и п.7. — заповедные земли не подлежат приватизации, на них запрещена определенного рода деятельность. Строительство на таких землях так же регулируется достаточно императивно. Так же, приобретая право аренды вам придется либо в уведомительном порядке сообщать об этом собственнику либо же перезаключать новый договор. Поэтому, лично моё сугубо оценочное мнение — поищите другой земельный участок.

Если мы говорим о земельных участках находящихся в природоохранной зоне то следует учитывать следующие законодательные положения:

  • Категория земельных участков в природоохранной зоне, исходя из положений Земельного кодекса Российской Федерации, не относится к категориям земель, которые изъяты из оборота;
  • В настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на их приватизацию;
  • Факт резервирования земельных участков в соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» должен быть установлен нормативным правовым актом соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следовательно, земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохранной зоне или природоохранной зоне, кроме земель изъятых из гражданского оборота.

Способ №3 — аренда без торгов для льготной категории граждан

Если в муниципальном образовании приняты Правила землепользования и застройки, значит поселение разделено на участки по видам разрешенного строительства. Следовательно, все участки под индивидуальное жилищное строительство, которые администрация выставляет на аукцион — уже согласованы и сформированы.

  1. Местный орган исполнительной власти инициирует аукцион и выступает организатором его проведения;
  2. Администрация назначает срок заключения договора и начальную ставку арендной платы;
  3. Организатор определяет время и место проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие;
  4. Муниципалитет устанавливает порядок внесения/возврата задатка и шаг аукциона;
  5. Информацию размещают на официальных информационных ресурсах за 30 дней до проведения аукциона.
  1. Заявка по форме установленной администрацией;
  2. Копия паспорта или загранпаспорта (для иностранцев);
  3. Квитанция о внесении задатка.

Прием документов заканчивается не позднее 5 дней до проведения аукциона. 

К сформированным землям относятся участки, которые уже стоят на кадастровом учете и отображаются на карте РосРеестра. Собственником таких участков должен являться либо муниципалитет, либо государство (публичная собственность). Список таких участков можно посмотреть на сайте администрации или РосИмущества, но, скорее всего, искать свободные участки в публичной собственности придется самостоятельно.

Здесь нас интересуют «Права и ограничения», которые у данного ЗУ, к сожалению, установлены. Значит придется искать новый участок, у которого в поле «Форма собственности» указано — публичная, а графа «Права и ограничения» пустая.

Правом получить в аренду земельный участок без проведения аукциона обладают:

  1. Многодетные семьи;
  2. Молодые семьи;
  3. Военнослужащие;
  4. Ветераны боевых действий;
  5. Пенсионеры;
  6. Инвалиды
  7. Герои труда и другие категории льгот (уточнять в администрации по месту жительства);
  8. Участники программ по переселению: Дальневосточный гектарЛенинградский гектарКостромкой гектарРодовое поместьеУчастки для жителей КрымаУчастки для переселенцев с Крайнего Севера.

Если вы относитесь к одной из перечисленной выше категории граждан, то достаточно написать заявление в МФЦ «Мои документы» и приложить к нему подтверждающие льготу документы. После чего вас должны поставить в очередь на предоставление земли в аренду без организации торгов, причем арендовать можно даже зарезервированный муниципалитетом для собственных нужд участок. Некоторые регионы предоставляют землю по льготе сразу в собственность.

Кроме того, для льготной категории граждан государство ограничило сумму арендной платы, которая не должна превышать размер земельного налога. 

Аренда земли сельскохозяйственного назначения для выпаса и разведения животных, выращивания овощей, фруктов и зерновых культур, не предполагают строительства жилого дома. Однако строить можно на землях под личное подсобное хозяйство, правда лишь на 10% площади. Кроме того, на участке под ЛПХ можно легально выращивать овощи и животных, организовать производство по переработке продукции.

Нормативные документы сельских поселений публикуют на сайте администрации района. Ещё на таких сайтах размещают извещения о проведении торгов по аренде земли сельскохозяйственного назначения и их цены. Постановление администрации сельского поселения, об утвержденном порядке аренды, можно получить лично в администрации поселения или района.

Как оформить ЛПХ и начать зарабатывать

Как оформить КФХ и получить субсидию от государства

Федеральный закон о СНТ — это новый правовой акт относительно земельного кодекса, соответственно земельный кодекс является для него основополагающим и императивным (неукоснительным). Преимущественным правом аренды ЗУ, т.е. без проведения торгов, в соответствии с ФЗ «об СНТ» обладают только члены СНТ, при условии, что данный земельный участок еще не приватизирован и находится у СНТ на правах аренды, безвозмездного пользование или в собственности.

Лицам, не являющимся членами СНТ можно только выкупить землю у собственника через торги на общих основаниях. Для аренды земельного участка, вступайте в СНТ и пишите заявление председателю.

Как взять землю в аренду в Москве

В Статья 39.6. ЗК РФ под название «Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов» сказано, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов заключается только в случае осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.

Порядок предоставления земельного участка в аренду по новой «упрощенной» процедуре (без аукциона для обычных граждан) предлагаю рассмотреть на примере участка под ИЖС. Однако, вы можете использовать данный алгоритм для участков в границах населенного пункта под ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ), садоводства, а также для крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и любого другого вида бизнеса (кафе, автомойки, магазины и тд).

Искать свободный (не отображающийся на публичной кадастровой карте Росреестра) земельный участок придется самостоятельно. Для этого открываем карту Росрееста → выбираем интересующий нас муниципальный район (поселок, деревня и т.п.) → находим свободную от кадастровой разметки территорию (например, земли населенных пунктов рядом с жилыми домам) → переходим к шагу 2.

Пример не сформированного муниципального земельного участка рядом с жилыми домами

В случае, если земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то потребуется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (СРЗУ).

Предлагаем ознакомиться:  Ограничения по материнскому капиталу

СРЗУ — это нанесенное на кадастровый план территории (КПТ) отображение границ и точных координат образуемого земельного участка. В схеме указывается площадь образуемого земельного участка и в случае, если образуются два и более земельных участков, указываются их условные номера. В ст. 11.10 п. 11 — 13 ЗК РФ подробно разъясняется: как, на каком носителе и в какой форме, составляется, подается и утверждается схема расположения земельного участка.

аукцион земельных участков

По началу я пытался самостоятельно составлять СРЗУ и даже установил для этого специальное программное обеспечение, но ни одну из моих «самодельных» схем мне так и не утвердили. Более того, на ожидание «отказа в согласовании» я потратил почти месяц, а это сильно удлинило мне процесс аренды. В итоге, я бросил эту затею и стал заказывать готовые схемы у кадастрового инженера — так проще и быстрее.

https://www.youtube.com/watch?v=R3xH87XYkcw

Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через Гарант

Напомню, что для земель, государственная собственность на которые не разграничена, правила предоставления в аренду определяет субъект РФ, а распоряжается землями муниципалитет, на территории которого расположен земельный участок — значит писать заявления и вести переговоры нужно именно с муниципальными (поселковыми) властями.

Кроме того, перед подачей заявлений, рекомендую ознакомиться на официальном сайте Администрации с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), в которых указываются ограничения на использование земель в определенных зонах и с особыми условиями. Кроме того, вы всегда можете обратиться в Администрацию с заявлением о предоставлении информации о возможности аренды земли в интересующем вас месте.

Итак, после получения схемы расположения ЗУ — отправляемся в отдел земельных отношений Администрации, на территории которой расположен участок, вежливо просим у секретаря бланки и пишем следующие заявления:

  1. Заявление «Об утверждении (подготовленной вами) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». В заявлении укажите кадастровый квартал и цель использования ЗУ, приложите схему и копию паспорта. «Постановление главы Администрации об утверждении СРЗУ» — служит основанием для начала кадастровых работ по выделению земельного участка из муниципальной собственности и организации торгов по аренде. Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка указаны в ст. 11.10 Земельного Кодекса РФст. 11.9 ЗК РФ регламентирует требования к образуемым или изменяемым земельный участок.
  2. Заявление «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» сразу не требуется, но я рекомендую подавать его вместе с заявлением от утверждении СРЗУ, чтобы сэкономить время на ожидании ответа (до 30 дней)  и повторном походе в Администрацию. Согласно п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ «Постановление главы Администрации о предварительном согласовании предоставления земельного участка» — является основанием для предоставления земельного участка из муниципальной собственности без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года (ст. 39.15 ЗК РФ, п. 14).

Арендная плата — основное условие договора по Земельному Кодексу.Если это федеральная собственность, то порядок определения арендной платы за земельный участок складывается на основании 582 Постановления Правительства РФ. Для земель регионов России, собственность на которую не разграничена, — субъект федерации, а для муниципальных — муниципалитеты (самая низкая).

Расчет ежегодной арендной платы основан на базовой ставке категории земель района, с учетом площади участка, вида целевого использования, поправочного и зонального коэффициентов. На весь срок возведения дома, к аренде участка применяют льготный зональный коэффициент. Попытки собственника (администрации) включить затратные пункты в договор аренды (требования благоустройства и т.д.), приводящие к дополнительным расходам арендатора — незаконны.

Цена арендной платы участков, прошедших процедуру аукциона, зависит от результатов торгов. Как правило, при наличии кадастровой оценки в течение последних 5 лет, сумма первоначальной ставки торгов по арендной плате не превышает 1,5% кадастровой стоимости в год. Если кадастровая оценка не проводилась или ей более 5 лет, то торги проводят по процентной ставке от рыночной стоимости. Периодичность проведения государственной кадастровой оценки 1 раз в 3-5 лет.

Максимальный срок, на который заключают договор аренды по законодательству — 49 лет. Регионы самостоятельно устанавливают сроки аренды в зависимости от категории и назначения земель. Ориентиры такие:

  • Сроки аренды на земли сельскохозяйственных угодий без права строительства — от 10 лет;
  • Для занятия огородничеством — до 3-х лет;
  • Для индивидуального жилого строительства (ИЖС) — от 3 до 10 лет;
  • Для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) — от 3 до 49 лет.

Как продлить аренду земельного участка

Напомню, что с 1 июня 2015 не сформированные земли в границах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в аренду не предоставляются — законодатель не допускает утверждение схемы расположения земельного участка на данных территориях. То есть, арендовать в указанных городах можно только уже сформированные земельные участки.

  1. Физические лица,  являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  2. Физические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  3. Физические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  4. Физические лица, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  5. Юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  6. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные), казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, которым на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения.
  7. Юридические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
  8. Юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  9. Юридические лица, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  10. Юридические лица , являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
  11. Религиозные организации, обладающие на праве безвозмездного пользования зданиями и сооружениями. 
  12. Индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, помещений.
  13. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами находящихся в собственности города Москвы зданий, строений, сооружений либо помещений в них.
  14. Индивидуальные предприниматели, являющиеся арендаторами земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы и на которых расположены здания, строения, сооружения либо помещения.
  15. Индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателям и земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, в целях приобретения прав на смежные земельные участки, которые находятся в собственности города Москвы и которые не предоставлены иным лицам, если в соответствии с утвержденным проектом межевания территории использование этих смежных земельных участков предусматривается для эксплуатации таких зданий, строений, сооружений.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector