Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)


Бухгалтерский учет госзаказа

Раздельный учет по госконтрактам при казначейском сопровождении 2019 || Госконтракт бухучет и налогообложение

Общее понятие раздельного учета

18) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.

16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту».

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Идентичность формулировок требований о ведении раздельного учета позволяет при дальнейшем рассмотрении государственные контракты головных исполнителей и контракты участников кооперации обозначать и рассматривать под единым понятием «контракт ГОЗ».

Новый порядок раздельного учета

Новый порядок находится в стадии проекта, но обновленные правила уже доступны для получателей целевых средств. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения действующего приказа № 4н. Вот что ждет организации в следующем году, если Минфин примет новый порядок:

  1. Разделение учетных операций и фиксация результатов финансово-хозяйственной деятельности касается юридических лиц, получивших средства на основании госконтрактов, подлежащих казначейскому сопровождению.
  2. Целевые средства выделяются на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ, источником финансирования которых являются субсидии и субсидиарные гранты, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц и проч.
  3. Разделение не только доходов, но и расходов, активов и обязательств.
  4. Аналитика осуществляется по статьям затрат в соответствии с учетной политикой организации.
  5. Фактические затраты группируются в аналитических регистрах — карточке затрат по калькуляционным статьям, ведомости затрат и других.
  6. Накладные расходы включаются в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределяются пропорционально срокам исполнения госконтракта.
  7. Основание для фиксации операций — первичная и сводная документация. В первичных и сводных документах указывают основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. На приемку изделий оформляются приходные ордера и иные акты приемки материальных ценностей.
  8. Для каждой цены готовится информация о ее структуре.
  9. Для оплаты обязательств по госконтракту получатель обязан пройти проверку в органах ФК.

В п. 12 нового порядка указано, какие документы подтверждают раздельный учет по госконтракту: бухгалтерская справка по форме ОКУД 0504833 (утверждена Приказом Минфин № 52н от 30.03.2015) и выписка из регистров аналитического учета (рекомендуемый бланк утвердили в приложении № 2 к новому Порядку). Выписка подписывается руководителем получателя целевых средств или уполномоченным лицом, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и даты составления. К этим документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов

Подтверждающие документы (и их копии) не предоставляют, если они ранее передавались в казначейство!

Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.

Контракты ГОЗ как разрез аналитического учета

Анализ текста Федерального закона от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» позволяет выделить три основных направления государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа:

  1. регулирование цен на продукцию ГОЗ;
  2. контроль использования денежных средств, выделяемых в рамках ГОЗ – мониторинг платежей с отдельных счетов;
  3. контроль обоснованности себестоимости продукции ГОЗ и фактических расходов выполнения контрактов ГОЗ – раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ.

· калькуляция цен на продукцию ГОЗ фактически отражает не только используемые при изготовлении продукции технологии, но и методы управления, применяемые организацией-исполнителем, доступ исполнителя к ресурсам, сложившуюся конкурентную среду и т.п.;

· в распоряжении денежными средствами проявляется способность организации-исполнителя эффективно использовать оборотные средства, включая полученные в рамках ГОЗ авансы, для приобретения ресурсов, необходимых в производстве;

· обособленное (тождественно равное понятию раздельный учет) формирование и использование ресурсов в процессе изготовления продукции позволяет подтвердить обоснованность ее фактической себестоимости;

· по результатам формирования финансового результата по контракту фактические расходы на его исполнение могут быть сопоставлены с плановыми расходами, которые предполагались на этапе формирования цен на продукцию. Результаты план-фактного анализа могут быть учтены при планировании и заключении новых контрактов.

Взаимосвязь выделенных направлений контроля можно представить в виде следующей схемы – рисунок 1.

Рис.1 – Взаимосвязь основных направлений государственного контроля в сфере ГОЗ

Достоверная информация о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ необходима для соблюдения баланса интересов государственного заказчика и организаций-исполнителей при ценообразовании. В целях ее получения каждый контракт ГОЗ является отдельным объектом мониторинга. Можно выделить следующие цели раздельного учета, в достижении которых заинтересованы и государственный заказчик, и организации-исполнители:

  • обеспечение объемов финансирования, необходимых для выполнения контракта в заданные сроки и с должным качеством;
  • управление источниками финансирования хозяйственной деятельности по исполнению контрактов ГОЗ;
  • оценка эффективности использования полученного авансирования по контрактам ГОЗ;
  • формирование фактического финансового результата выполнения контракта;
  • совершенствование системы ценообразования.

Раздельный учет по контрактам ГОЗ призван на ранних стадиях выявить негативные тенденции, угрожающие выполнению ГОЗ, и дать возможность организации своевременно принять управленческие решения для их преодоления.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Раздельный учет в сфере ГОЗ по методу начисления дополняет систему финансового мониторинга платежей с отдельных счетов (кассовый метод) – рисунок 2.

Рис.2 – Система дополняющих контролей исполнения контракта в сфере ГОЗ

Контроль на основании кассового метода применяется на стадии мониторинга движения денежных средств, выделяемых государственным заказчиком для выполнения контракта. Правила такого контроля подробно прописаны непосредственно в Федеральном законе от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Система финансового мониторинга позволяет собрать и проанализировать информацию о платежах, поступающую от уполномоченных банков. Структура отдельных счетов позволяет обособленно отслеживать движение денежных средств каждого контракта ГОЗ. Другими словами, через отдельный счет контракт ГОЗ выступает объектом обособления движения денежных средств на расчетных счетах организации и при проведении расчетов с участниками кооперации.

ФЗ №275-ФЗ не определяет порядок ведения раздельного учета исполнителями ГОЗ. Правила ведения раздельного учета утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №47 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — Правила).

Как правило, одновременные оценки исполнения контракта по кассовому методу и методу начисления на протяжении всего срока его выполнения не совпадают. Это обусловлено тем, что хозяйственные операции, подпадающие под применение каждого из методов, выполняются независимо друг от друга. Такая ситуация заложена в экономическом содержании самих операций.

Например, перечисление аванса с отдельного счета контракта на отдельный счет поставщика-участника кооперации. Согласно кассовому методу платеж проведен по установленным правилам, с проверкой уполномоченным банком документов-оснований. Дата перечисления аванса признается датой частичного исполнения обязательств организации по формированию запасов, необходимых для выполнения контракта.

Таким образом, на дату перечисления аванса участнику кооперации можно только обосновано утверждать, что произошло изменение представления актива: ресурсы контракта в виде денежных средств на отдельном счете были преобразованы в обязательство поставщика-участника кооперации по контракту. Отдельный счет, с которого было перечисление, открыт в рамках исполняемого организацией контракта и, соответственно, содержит для учетных действий признак обособления по данному контракту.

В ходе рассматриваемой операции обособленный учет денежных средств контракта перешел в обособленный учет обязательств участника кооперации перед организаций по контракту. «Дотянуться» до последующих операций организации с участником кооперации кассовый метод не позволяет. С точки зрения метода начисления при перечислении аванса поставщику значимых событий не произошло. Доступных для непосредственного потребления ресурсов для изготовления продукции контракта не появилось.

Отдельного рассмотрения заслуживают разрешенные типы платежей с отдельного счета контракта в счет оплаты текущих расходов организации. Например, ни одна технологическая документация не содержит обязательства организации уплатить тот или иной вид налогов. Выполнив подобные (безусловно важные для ее функционирования) платежи, организация легко может столкнуться с недостатком средств на отдельном счете для приобретения материальных ресурсов, без которых изготовление продукции контракта в принципе не представляется возможным. Ситуация осложняется не стопроцентным объемом авансирования, получаемого по контракту от заказчика.

Таким образом, применение кассового метода в принятии управленческих решений в ходе исполнения контракта ГОЗ ограничено составом хозяйственных операций и размером полученного авансирования.

Раздельный учет по госконтрактам при казначейском сопровождении 2019 || Госконтракт бухучет и налогообложение

Другой пример, на складе организации в свободном остатке имеется материал, необходимый для изготовления продукции контракта ГОЗ. Его использование позволит организации выдержать установленные сроки выпуска продукции, исключив время на отдельную закупку материала под контракт по кооперации. Способ и условия появления материала на складе значения не имеют, так как наличие материала в составе имущества организации дает последней право распоряжаться им по своему усмотрению.

Предлагаем ознакомиться:  На какие взносы можно уменьшить УСН в 2019 году

Организация принимает решение использовать материал для выпуска продукции контракта. В момент передачи материала со склада в производственное подразделение уже точно известно, что материал будет использован для выпуска продукции контракта ГОЗ. Согласно методу начисления контракт получил необходимый производственный ресурс в виде материала.

В составе запасов склада материал не имел выделения в учете, так как его использование было еще не определено. В незавершенном производстве материал находится обособленно под контракт ГОЗ, и чтобы изменить направление его использования нужно принять отдельное решение. По мере переработки стоимость материала переносится в себестоимость выпускаемой продукции.

В процессе переработки изменится физический вид материала и будет утрачена возможность его идентификации, но стоимостная оценка материала останется в рамках контракта и войдет в расходы, накапливаемые по контракту. Описанная операция не имеет отражения в оценках исполнения контракта по кассовому методу – движение собственно денежных средств отсутствует.

Эти примеры содержат операции, направленные на исполнение контракта, но охватывают непересекающийся состав хозяйственных операций. Совместное использование кассового метода и метода начисления позволяет говорить о создании системы дополняющих контролей исполнения контракта в сфере ГОЗ.

А есть ли возможность сопоставить одномоментные оценки исполнения контракта по обоим методам?

Ответ на данный вопрос имеет большое практическое значение. С одной стороны, дает возможность оценить, насколько деятельность организации по выполнению контракта ГОЗ обеспечена финансированием. С другой стороны, формирует представление об эффективности использования полученного по контракту авансирования. Рассмотрим вопрос более подробно.

Раздельный учет результатов ФХД

До вступления в силу поправок раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности ведут получатели целевых средств. Вот что обязаны выполнять организации:

  • вести раздельный учет всех операций;
  • распределять накладные расходы;
  • раскрывать структуру цены госконтракта;
  • осуществлять корректный аналитический учет;
  • предоставлять документы на проверку в органы ФК.

Помимо обязательств по ведению раздельного учета, для получателей целевых средств в рамках госзаказа вводятся и другие требования. Таким организациям и индивидуальным предпринимателям надлежит утвердить порядок его ведения в учетной политике и вести аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.

Вот основной порядок ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности для получателей целевых средств (приложение к приказу № 4н):

  1. Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам.
  2. Аналитика расходов по статьям затрат.
  3. Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
  4. Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
  5. Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
  6. Подготовка и ведение первичной документации.
  7. Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.

Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление осуществляется по особым требованиям.

Раздельный учет гособоронзаказа

Раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по ГОЗ обязаны вести головные исполнители и исполнители по каждому контракту (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ). Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования бюджетных средств и ведения отчетности перед Казначейством и заказчиками.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Вот что надлежит сделать головным исполнителям и исполнителям для организации раздельного учета:

  • открыть специальные счета в ФК (инициировать казначейское сопровождение);
  • создать отдельные аналитические счета бухгалтерского учета для регистрации расходов по каждому контракту;
  • раскрывать структуру цены по статьям калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции гособоронзаказа ведется в форме приложения № 1 к порядку, утвержденному приказом Минпромэнерго № 200 от 23.08.2006);
  • составлять перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения № 5, 6 к приказу № 200);
  • фиксировать другие расходы в отдельных калькуляциях.

Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации.

ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных результатов контрольных мероприятий.

Проведем анализ выражения «раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту».

Термин «финансово-хозяйственная деятельность» обобщает разнообразные процессы в деятельности организации:

  • поиск и управление ресурсами, которые необходимы для обеспечения производственных процессов и функционирования организации в целом;
  • получение денежных доходов и осуществление расходов;
  • формирование и распределение финансовых ресурсов.

Определение построено на использовании термина «ресурсы». Что он обозначает?

Большой энциклопедический словарь дает следующее определение термина «ресурсы». Ресурсы (от франц. Ressource – вспомогательное средство) – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов.

Другими словами, термин «ресурсы» определяет количественную меру возможностей, требуемых и имеющихся для осуществления той или иной деятельности, например:

  • потребность в ресурсах для выпуска продукции – состав материальных ценностей и технологических условий для выполнения операций, указанных в конструкторской и технологической документации на изделия для их изготовления;
  • энергетические ресурсы предприятия – различные виды энергии, доступные для использования в технологических процессах при выпуске продукции;
  • финансовые ресурсы организации – совокупность денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для обеспечения текущих расходов.

В определении термина «ресурсы» наряду с видами ресурсов, которые непосредственно задействованы в производственных процессах, также указаны денежные средства и источники средств. Денежные средства не применимы в технологических процессах, но их наличие дает возможность оплатить сырье и материалы, электрическую энергию, труд рабочих и т.д.

После получения оплаты за реализованную продукцию в распоряжении организации вновь появляются денежные средства. Можно сказать, что хозяйственная деятельность предприятия отражает непрерывный процесс преобразования различных ресурсов. Такой подход нашел свое отражение во многих системах управления и учета.

Под результативностью финансово-хозяйственной деятельности понимается эффект, который уже получен или потенциально возможен к получению в процессе преобразования конкретных ресурсов в продукцию, на которую есть платежеспособный спрос внешних заказчиков. Общепринятыми оценками финансовых результатов деятельности организаций являются прибыль или убыток.

Сумма прибыли или убытка определяется как разность между доходами и расходами. Следовательно, необходимость оценки финансового результата деятельности автоматически ведет к рассмотрению двух формирующих его показателей: доходов и расходов. Например, сопоставление всех доходов и расходов организация показывает в форме бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».

Федеральный закон от 29.12.2012 №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает необходимость обособленного формирования результатов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе контрактов ГОЗ. Соответственно, требуется выделить вклад, который вносится в финансовый результат организации каждым контрактом ГОЗ.

Напомним, что доходы и расходы неразрывно связаны с активами и обязательствами. Так по ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, а по ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств.

В рамках хозяйственной деятельности организации каждый контракт ГОЗ является юридически выделенным самостоятельным направлением получения дохода. Точно таким же, как и выполняемые организацией параллельно с ним договоры с коммерческими заказчиками. Цена контракта определяет объем выручки, которую получит организация по результатам выполнения – это и есть доходная часть для определения финансового результата исполнения контракта ГОЗ. Здесь в расчет берется способность контрактов ГОЗ генерировать доход организации при гарантированной государством оплате.

Выпуск продукции контракта ГОЗ обеспечивается через потребление определенного количества ресурсов (материальных, трудовых, административных). Процессы формирования и использования ресурсов всегда связаны для организации с определенными расходами.

1. доходы:

  • выручка от реализации продукции контракта.

2. расходы:

  • затраты на изготовление продукции (производственная себестоимость продукции);
  • расходы по отгрузке продукции (коммерческие расходы);
  • покрытие части административных расходов организации (доля общехозяйственных расходов);
  • расходы на привлечение финансирования контракта, например, проценты по кредитам (прочие расходы).

В нашем рассмотрении доходы и расходы признаются по факту совершения соответствующих хозяйственных операций, независимо от фактического времени поступления и выплаты денежных средств: доходы – по выручке от реализации, расходы –по факту распоряжения и потребления ресурсов. Такой подход в учетных действиях соответствует методу начисления.

Метод начисления при организации раздельного учета в сфере ГОЗ подразумевает:

  • для выпуска продукции ГОЗ организация должна выделить реальные ресурсы;
  • количество и состав необходимых ресурсов определяются конструкторской и технологической документацией на изделия и не зависят от способа их оплаты организацией;
  • организация может воспользоваться различными источниками финансирования для приобретения ресурсов в целях соблюдения сроков отгрузки продукции ГОЗ заказчику.
Предлагаем ознакомиться:  Запрос в налоговую о системе налогообложения образец

Метод начисления обеспечивает мониторинг создания запасов, необходимых для выпуска продукции, хода изготовления продукции и ее комплектующих, формирования производственных затрат и прочих расходов организации по исполнению контрактов ГОЗ.

Контрольное правило

Идеальным вариантом для совпадения оценок исполнения контракта ГОЗ по кассовому методу и методу начисления является ситуация, при которой полный цикл приобретения и освоения ресурсов укладывается в один день. Например, материал в количестве, строго необходимом для выполнения контракта, поставлен участником кооперации, и в этот же день проведена его полная оплата с отдельного счета контракта.

  • количество материала в отдельной закупке трудно всегда обеспечить равным потребностям одного конкретного контракта ГОЗ;
  • в силу отсутствия стопроцентного авансирования контракта денежных средств на отдельном счете на оплату именно этого ресурса может не хватить;
  • время передачи в производство и время переработки в силу технологических особенностей может существенно превышать один рабочий день.

Для дальнейшего рассмотрения возьмем два противоположных примера развития ситуации с исполнением контракта – таблица 1.

Таблица 1 – Сравнительная оценка состояния исполнения контракта ГОЗ по кассовому методу и методу начисления

Состояние исполнения

Средства / ресурсы контракта, руб.*

Оценка исполнения контракта, руб.

Кассовый метод

Метод начисления

1

Получен аванс на отдельный счет контракта. По разрешенным типам платежей вся сумма аванса направлена на оплату коммунальных платежей и уплату налогов

1 000 000,00

1 000 000,00

0,00

2

Аванс на отдельный счет еще не получен. Производство продукции контракта началось из имеющихся в наличии материалов

1 000 000,00

0,00

1 000 000,00

*Примечание. Числовые значения выбраны произвольно и носят условный характер.

В таблице 1 исполнение контракта дается в стоимостной оценке всех ресурсов, обособленных по контракту ГОЗ согласно правил применения каждого метода.

В обоих примерах нет нарушений формальных правил выполнения контракта ГОЗ, но степень риска срыва сроков поставки продукции по контракту ГОЗ различается.

В первом случае выделенные по контракту денежные средства использованы, но процесс производства продукции не начался. Для выполнения взятых на себя обязательств по отгрузке заказчику продукции организации предстоит изыскать ресурсы, необходимые для выпуска продукции, за счет других финансовых источников.

Если таковые источники имеются или организация располагает возможностью непосредственного выделения требуемых ресурсов из своих запасов, то ситуация не является критической и остается под контролем. Ключевым моментом для принятия решений в данной ситуации является своевременная диагностика. Индикатором выступает отрицательное значение разницы оценок по методу начисления и кассовому методу.

Во втором случае организация демонстрирует определенный финансовый запас прочности, позволяющий ей часть собственных оборотных средств в виде материалов направить на выполнение контракта ГОЗ. Ситуация диагностируется индикатором, показывающим положительное значение разницы оценок по методу начисления и кассовому методу.

Также как и в первом случае, величина разницы позволяет оценить значимость ситуации для исполнения контракта ГОЗ. Без получения по контракту ГОЗ целевого финансирования собственных оборотных средств организации в какой-то момент времени станет недостаточно и темпы производства продукции могут быть существенно снижены. Для поддержки дальнейшего производства достаточно предоставить организации недостающее финансирование в виде авансовых платежей.

В таблице 1 приведены граничные случаи, в реальности происходит их наложение в различных комбинациях. Тем не менее, использованный нами индикатор, назовем его «Контрольное правило», позволяет однозначно определить, в какую сторону произошел сдвиг в использовании средств контракта и движении ресурсов контракта. Общая схема диагностики исполнения контракта ГОЗ с использованием контрольного правила показана на рисунке 3.

Рис.3 – Диагностика исполнения контракта ГОЗ с использованием универсального индикатора

Раздельный учет по госконтрактам при казначейском сопровождении 2019 || Госконтракт бухучет и налогообложение

Регулярный анализ контрольного правила позволяет организации видеть текущую ситуацию с обеспечением контракта ГОЗ конечными потребляемыми ресурсами и своевременно провести корректирующие мероприятия.

В отношениях организации с государственным заказчиком динамика изменений показателя контрольного правила может стать весомым аргументом для улучшения схемы финансирования контракта ГОЗ. Для этого необходимо обеспечить доверие государственного заказчика к расчету контрольного правила. Данные кассового метода по платежам с отдельного счета контракта ГОЗ подтверждаются системой финансового мониторинга.

Существующие регламенты позволяют признать их достоверность и полноту. Данные о ходе выполнения контракта по методу начисления организация должна подтвердить самостоятельно. Это один из ключевых вопросов при организации раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контрактам ГОЗ.

В бухгалтерском учете баланс обеспечивается отражением хозяйственных операций способом двойной записи. При формировании проводки, отражающей движение, делается одновременная запись по дебету (Дт) – получателю и кредиту (Кт) – источнику.

С помощью аналитики «Направление деятельности» все хозяйственные операции, связанные с выполнением отдельно взятого контракта ГОЗ, можно охарактеризовать по трем видам событий:

  • преобразование ресурсов в рамках контракта – получатель (Дт) и источник (Кт) имеют одно значение аналитики «Направление деятельности», соответствующее рассматриваемому контракту ГОЗ. Локальный баланс по контракту сохраняется;
  • получение (выделение) ресурсов для выполнения контракта – получатель (Дт) имеет значение аналитики «Направление деятельности», соответствующее рассматриваемому контракту ГОЗ, а источник (Кт) имеет значение аналитики «Направление деятельности», отличное от рассматриваемого контракта ГОЗ. Контракт ГОЗ получает ресурс, источник обеспечения которого находится за рамками контракта. Согласно обособленной схеме рассмотрения в учете по контракту принимается односторонняя проводка по дебету (Дт). Локальный баланс по контракту нарушается;
  • передача ресурсов контракта на другие виды деятельности — получатель (Дт) имеет значение аналитики «Направление деятельности», отличное от рассматриваемого контракта ГОЗ, а источник (Кт) имеет значение аналитики «Направление деятельности», соответствующее рассматриваемому контракту ГОЗ. Контракт ГОЗ теряет ресурс, источник обеспечения которого находится в рамках контракта. Согласно обособленной схеме рассмотрения в учете по контракту принимается односторонняя проводка по кредиту (Кт). Локальный баланс по контракту нарушается.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Обобщено схему движения ресурсов контракта можно изобразить следующим образом – рисунок 6.

Рис.6 – Схема движения ресурсов контракта ГОЗ по принципу «двойной записи»

Таким образом, локальный баланс по контракту ГОЗ возможен в двух случаях:

  • для формирования ресурсов контракта используются только средства контракта;
  • организация обеспечивает паритет между отвлекаемыми и привлекаемыми в контракт ресурсами – регулирует соотношение между односторонним кредитовым оборотом (Кт) и односторонним дебетовым оборотом (Дт).

Первый случай соответствует идеальной схеме выполнения, когда заказчик предоставляет исполнителю аванс в размере цены контракта, а исполнитель имеет возможность приобретать ресурсы строго в необходимом количестве и только за счет полученных по контракту средств. К сожалению, идеальный вариант не соответствует практике ведения бизнеса в современных условиях.

Второй случай соответствует реальной деятельности организации.

Как отмечалось выше, положения ФЗ №275-ФЗ допускают оплату за счет средств отдельных счетов некоторых расходов организации, напрямую не связанных с нормируемыми затратами по исполнению контрактов ГОЗ. Такие платежи отражаются односторонним кредитовым оборотом при использовании средств контракта. Подчеркнем, односторонним такой оборот является только с обособлением по аналитике «Направление деятельности». В целом по организации платежи отражаются по правилу «двойной записи» и не нарушают баланса пассивов и активов.

Рассмотрим локальный баланс средств контракта ГОЗ до и после совершения указанного типа платежей. Платеж возможен при условии, что на отдельном счете контракта ГОЗ были денежные средства, ранее полученные в виде аванса от заказчика. Размер источника (пассив) определяется суммой полученного аванса. После получения аванса на отдельном счете контракта ГОЗ образуется ресурс (актив) в виде денежных средств на сумму аванса. Локальный баланс средств по контракту соблюден: сумма пассивов соответствует сумме активов.

Бесплатный вебинар для поставщиков

После выполнения указанного типа платежей сумма денежных средств на отдельном счете контракта ГОЗ уменьшилась, но нового ресурса не образовалось. В результате общая сумма ресурсов (активов) контракта стала меньше на сумму платежа. Сумма источников финансирования контракта (пассивов) в размере суммы аванса осталась неизменной.

Локальный баланс средств контракта оказался нарушен: сумма пассивов превышает сумму активов. Величина балансового разрыва на определенную дату как разница всех фактических ресурсов (активов) контракта и привлеченного объема финансирования (пассивов) контракта определяет значение контрольного правила.

Предлагаем ознакомиться:  Работа на замене болеющего сотрудника

Поставщики продолжают вести раздельный учет

В п. 4 ПП № 47 прописано, надо ли вести раздельный учет по госконтрактам, если нет казначейского сопровождения — да, надо.

Но есть исключение. Правила, которые установлены ПП 47 о раздельном учёте не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федбюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.

На сайте Казначейства опубликовали совместное письмо Минфина и Казначейства № 09-01-05/11480 и № 07-04-05/22-3551 от 21.02.2019. В нем раскрываются правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

В письме органы власти делают вывод, что при казначейском сопровождении целевых средств юрлица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по правилам, которые утверждены приказом Минфина № 4н от 10.01.2019.

Такие выводы делают, несмотря на изменения, внесенные в постановление правительства № 47 от 19.01.1998 о правилах ведения организациями, которые исполняют госзаказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности. Суть изменений в том, что правила перестали работать для юрлиц, которые пользуются деньгами, полученными на основании госконтрактов и подлежащими казначейскому сопровождению по правилам бюджетного законодательства.

Логика ведомств

В ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 459-ФЗ от 29.11.2018 о бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов установлено, что при казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту.

В положениях пп. «в» п. 6 постановления правительства № 1765 от 30.12.2018 предусмотрено, что при казначейском сопровождении целевых средств надлежит прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса, по правилам, установленным приказом Минфина № 4н от 10.01.2019. Это делается для:

  • соглашений;
  • госконтрактов;
  • договоров о капвложениях;
  • контрактов учреждений;
  • договоров о проведении капремонта.

В пп. «ж» п. 36 постановления правительства № 1702 от 28.12.2018 об утверждении правил казначейского сопровождения средств гособоронзаказа в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 459-ФЗ от 29.11.2018, установлена обязанность головного исполнителя (исполнителя) вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения в порядке, установленном приказом Минфина № 4н от 10.01.2019.

Что необходимо для ведения раздельного учета

1. отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете с использованием сквозной аналитики по контрактам;

  • объекты обособленного учета:

— контракты – для ведения расчетов с заказчиками, движения денежных средств, обязательств по расчетам с поставщиками-участниками кооперации, выделяемых для выполнения контракта всех видов ресурсов (материальных ценностей в составе запасов и незавершенного производства, производственных затрат, средств производства) и финансового результата хозяйственной деятельности;

— продукция — для раскрытия производственной себестоимости.

2. обособляемые ресурсы и средства;

3. ведение партионного учета материальных затрат, желательно методом ФИФО – необходимо для раскрытия стоимости материальных ресурсов;

Тренинг для поставщика

4. базы распределения накладных расходов.

При ведении учетных действий заполняются регистры аналитического учета.

Ранее в составе расходов, учитываемых при определении финансового результата по контракту ГОЗ, были выделены:

  • затраты на изготовление продукции (производственная себестоимость продукции);
  • расходы по отгрузке продукции (коммерческие расходы);
  • покрытие части административных расходов организации (доля общехозяйственных расходов);
  • расходы на привлечение финансирования контракта (прочие расходы).

По виду объекта обособления в учете их можно разбить на две группы: расходы, относимые на контракт, и затраты по изготовлению продукции. К первой группе относятся все расходы за исключением производственной себестоимости продукции. Работа с расходами данной группы имеет простой алгоритм. Первым шагом организация регистрирует в учете возникновение данных расходов, вторым – распределяет их на контракт.

Ко второй группе относится производственная себестоимость продукции. В общих расходах по контракту именно затраты, определившие производственную себестоимость продукции, занимают наибольший вес. Состав продукции определен контрактом. Нормативная потребность в ресурсах для изготовления каждой калькуляционной единицы продукции ГОЗ определяется на основании конструкторской и технологической документации на ее изготовление.

Под калькуляционной единицей может пониматься конкретный экземпляр изделия или вид выполняемой работы по одному объекту, а также партия однородной продукции или вид выполняемых работ. Эти данные являются плановым ориентиром для выделения ресурсов. При решении задач организации производства (планирование производственных процессов, обеспечение производства ресурсами и т.д.

Обоснованность отнесения затрат можно подтвердить, проанализировав фактическую себестоимость каждой калькуляционной единицы продукции в разрезе исходных затрат. О каких затратах идет речь?

Раздельный учет по госконтрактам при казначейском сопровождении 2019 || Госконтракт бухучет и налогообложение

При производстве любого изделия или выполнении производственного передела (этапа) укрупнено можно выделить три основных вида потребляемых ресурсов (см. рисунок 9):

  • материалы (и близкие к ним по принципу нормирования подрядные работы);
  • трудозатраты;
  • накладные расходы – доля относимых на контракт общепроизводственных затрат, показывающих стоимость обеспечения производственного процесса в задействованных цехах предприятия.

Рис.9 – Расшифровка фактической себестоимости продукции по основным видам потребляемых ресурсов

Если в составе материалов присутствуют детали (Деталь А1 и Деталь А2 на рисунке 9), которые ранее были изготовлены, то их стоимость также можно раскрыть по выбранным видам ресурсов. Процедура последовательного раскрытия стоимости задействованных ресурсов может выполняться несколько раз, до тех пор, пока не дойдет до документов, которые зафиксировали первое появление исходных ресурсов в учете организации (принцип матрешки).

При более детальном рассмотрении состав производственных затрат, представленный на рисунке 9, можно дополнить другими показателями: энергия и топливо на производственные нужды и т.д. Для рассмотрения понятия исходных затрат такую детализацию можно упустить.

Исходными затратами признается стоимость ресурсов в момент их первого включения в себестоимость продукции контракта ГОЗ или ее компонентов. Состав и количество исходных затрат для продукции (как и для контракта ГОЗ в целом) не зависит от числа оборотов компонентов продукции в процессе производства.

Для материалов стоимость потребленных ресурсов при ведении партионного учета и использовании метода ФИФО подтверждается:

  • документами приобретения;
  • документами выпуска полуфабрикатов.

Раздельный учет по госконтрактам при казначейском сопровождении 2019 || Госконтракт бухучет и налогообложение

Для трудозатрат основанием потребления ресурсов является выполненный наряд. Стоимость трудозатрат, относимая на контракт ГОЗ, определяется по доле начисленной исполнителям (работникам организации) зарплаты, приходящейся на выполненный наряд.

Для накладных расходов важно знать состав и сумму зарегистрированных в цехе общепроизводственных затрат и алгоритм их распределения на изделия, в изготовлении которых цех был задействован.

Описанный подход применим при любом числе производственных переделов.

Таким образом, первоначальное выделение ресурсов может происходить в целом под контракт ГОЗ, но в ходе производственной деятельности их стоимость войдет в себестоимость конкретного экземпляра или партии выпускаемой продукции. Обоснованность материальных и трудовых производственных затрат можно подтвердить только по документации на изделия.

Необходимость раскрытия себестоимости продукции до исходных затрат при описанном выше подходе не ограничивает предприятие в выборе попередельного метода калькулирования и организации производства. Наоборот, его использование дает дополнительные преимущества. Себестоимость каждого выделенного в учете полуфабриката раскрывается по общим с продукцией правилам.

При необходимости полуфабрикаты как производственные заделы могут передаваться между контрактами ГОЗ. Получая полуфабрикат, контракт ГОЗ наследует структуру формирования его себестоимости. В состав исходных затрат выпуска продукции входят исходные затраты выпуска полученного полуфабриката. При этом сохраняется расшифровка до документов, определивших стоимость ресурсов.

Заключение

Принятие новой редакции Правил показывает высокую заинтересованность государства в эффективном использовании бюджетных средств в рамках ГОЗ. В новых механизмах контроля, которые реализуются посредством мониторинга данных раздельного учета (см. отчет «Форма отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ»), внимание уделяется всему комплексу мер, которые организации-исполнители предпринимают, чтобы выполнить контракты ГОЗ своевременно и с должным качеством. Анализ выполняется косвенным методом, с использованием стоимостных оценок совершаемых хозяйственных операций.

Ведение раздельного учета по контрактам обеспечивает получение достоверной информации о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ, так необходимой для соблюдения баланса интересов государственного заказчика и исполнителей ГОЗ при калькулировании цен на продукцию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Ведение раздельного учета может дать существенные выгоды и непосредственно организациям-исполнителям ГОЗ. Он позволяет в ходе выполнения контрактов ГОЗ диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать, не доводя ситуацию до нежелательных последствий.

Как видим, раздельный учет по контрактам ГОЗ органично вписывается в систему учета фактов хозяйственной жизни предприятий и может быть основой для принятия управленческих решений. 

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector