Кто осуществляет финансирование партий в России? — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)

Государственная поддержка и государственное финансирование политических партий

Доходы партий в 2014 году

Источник

Как мы знаем из отечественной истории, КПСС действовала под лозунгом — «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи». Как актуален данный термин для современных политических партий?

Источник

По состоянию на 5 февраля 2015 года Минюстом России зарегистрировано 77 партий. В 2014 году более 98% всех поступивших денежных средств из различных источников перечислено 6 организациям: Единая Россия, ЛДПР, КПРФ, Справедливая Россия, Яблоко, Патриоты России — 5,5 млрд рублей. Другими словами, почти всё финансирование партийной системы страны приходится на 8% объединений, при этом партии «Яблоко» и «Патриоты России» не принимают прямого участия в выработке законов в Федеральном Собрании РФ.

*Учитывались поступления только в виде денежных средств; поступления в виде иного имущества составили около 2% и не рассматривались.

Источник
Источники финансирования Единая Россия КПРФ ЛДПР Патриоты России Яблоко Справедливая Россия
Федеральный бюджет 99,77% 98,31% 45,27% 0,00% 99,98% 100,00
Пожертвования 0,00% 0,11% 53,32% 45,58% 0,00% 0,00%
Гражданско-правовые сделки 0,23% 0,92% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
Региональные отделения 0,00% 0,66% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00%
Другое 0,00% 0,00% 1,41% 54,425 0,02% 0,00%

Исключения: Патриоты России, которые живут за счёт пожертвований и «других, не запрещённых законом поступлений» (чтобы это ни значило), и ЛДПР — пожертвования составили 53% финансирования. Интересно, что большинству партий пожертвования поступают от юридических лиц. Кроме КПРФ, которой перечисляют в основном физлица, в том числе и наличными, можно предположить, что простые граждане действительно участвуют в финансировании организации — в размере 0,11%.

Выводы:

  • Несмотря на большое количество партийных организаций в стране, реальные возможности участвовать в политической жизни есть у менее 8%;
  • Эти возможности обеспечены деньгами в основном из федерального бюджета,
  • Отсутствие в доходах как таковых членских взносов.

Обычно политические партии финансируют лица и организации, интересы которых они и представляют во власти. Рассмотрим, каким образом складывается структура финансирования российского партийного корпуса, которая как и в зарубежных странах, претерпела весьма существенные изменения.

Трансформация статуса партии как политического института.

Источник

Трудно не согласиться с суждением, что чисто общественный интерес не свойственен бизнесу по определению. Реализация экономических интересов бизнеса во многом зависит от его поддержки политическими структурами. Для обеспечения этого один из надёжных путей — финансирование политических партий. Поэтому каждая партия — это мешок с деньгами, вокруг которого образуется группа с лидером во главе, иногда обходятся даже и без лидера. Главное — это проталкивание интересов того, «кто девушку танцует».

Известно, что СПС, декларировавшая себя как праволиберальная партия, по существу всемерно поддерживающая крупный бизнес, имела в декабре 2003 г. самую высоко оплаченную избирательную кампанию — 7,3 млн. долл. В пользу СПС «сбросились» акционеры ЮКОСа, ТНК, ЛУКОЙЛа, компании «Базовый элемент», газового гиганта «ИТЕРА» («дочки» «Газпрома»), «Альфа-Эко» и пула компаний «Мегафон» и «Билайн» — общей суммой в $20 миллионов.

Нетрудно представить себе, в чьих интересах голосовала фракция этой партии в Думе третьего созыва: по вопросам повышения минимальной оплаты труда (против), поддержки многодетных семей (против), ограничения трудовой пенсии (за), приватизации железных дорог (за),сохранение привилегий Ельцину (за) и тому подобное.

Государственная поддержка и государственное финансирование политических партий

От $10 млн. до $20 млн. составлял бюджет партии «Яблоко». Её главным спонсором была компания «ЮКОС» в лице своих акционеров. При этом деньги проходили через «общества содействия…» — от развития Интернета до социальной и психологической адаптации инвалидов. У некоторых из них даже номера ИНН почти до самой последней цифры сходились.

Еще пример. Когда в июне 2003 г. Г.Селезнёв (тогда ещё на посту спикера Государственной Думы) выступил с предложением для прокуратуры и Счётной палаты «отследить феномен — откуда в Российской Федерации за 8—9 лет появились долларовые миллиардеры», то его резко не поддержали, выступили против все (кроме КПРФ) фракции.

Избирательные кампании по выборам депутатов в те годы в Государственную Думу показали, что многие крупные корпорации выступали как спонсоры одновременно нескольких партий, стоящих на резко противоположных позициях. Само по себе данное обстоятельство чревато крайне негативными последствиями. Возможно, их проявление уже наблюдается в нередких случаях единодушия в голосовании самых различных партий, чего, если верить их программам и декларируемым задачам, просто не могло быть.

Таким образом, есть основание предполагать, что спонсирование политических партий является направлением влияния на них, которое, возможно, в самой существенной мере способствует утрате ими статуса общественных, автономных, независимых организаций, представляющих интересы народа во властных структурах.

(С изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г.)

Принят
Государственной Думой 21 июня 2001 года

Одобрен
Советом Федерации 29 июня 2001 года

В
Российской Федерации признаются
политическое многообразие, многопартийность.
Исходя из этого конституционного
принципа
государством гарантируется равенство
политических партий перед законом
независимо от изложенных в их учредительных
и программных документах идеологии,
целей и задач.

Государством
обеспечивается соблюдение прав и
законных интересов политических партий.

В России запретили финансирование партий иностранцами

С точки зрения формирования партийной кассы все российские партии делятся на две группы — получающие и не получающие государственное финансирование.

Финансовая поддержка партий из госбюджета предусмотрена ст. 33 Закона «О политических партиях», принятого в 2001 году. Ранее в 2003 году она составляла по 0,5 руб., с 2006 года — по 5 руб., с 2009 года — по 20 руб., с 2013 года — 50 руб., а с 2015 года — 110 рублей в год за одного проголосовавшего за партию избирателя. Подобная господдержка партий характерна для многих стран мира с капиталистической формой хозяйствования.

Предлагаем ознакомиться:  Как оплачивается больничный на новом месте работы

Право на госфинансирование, согласно закону о политпартиях, имеют не только те партии, которые прошли в Госдуму (преодолели 7% барьер), но и набравшие более 3% голосов избирателей. Также, согласно закону, правом на единовременную выплату обладают партии, которые выдвинули кандидатов на выборах президента РФ, и этот кандидат набрал не менее 3% голосов избирателей.

После появления госфинансировния важность поиска частных средств для системных партий неизбежно сократилась.

Если посмотреть данные за 2012—2014 годы, видно, что ситуация резко изменилась в 2014-м. При этом 2012 год не показателен, так как тогда госфинансирование партий было двойным — партии получили средства не только по итогам парламентских, но и президентских выборов (см. данные ЦИК по годам ).

Таблица №2. Сравнительная сумма формировании имущества политических партий в 2012—2014 (официальные данные ЦИК РФ — суммирование данных за кварталы, руб)

2012 (госбюджетное финансирование было двойным – за парламентские и президентские выборы) 2013 2014
ЕДИНАЯ РОССИЯ 3 015 788 888 1 848 160 854 2 147 620 706
КПРФ 962 048 464 699 734 909
(37,86% от поступлений ЕР)
995 177 632
(46,34% от поступлений ЕР в 2014)
ЛДПР 677 201 701.3 1 009 891 790 (54,64% от поступлений ЕР в 2013) 1 908 489 246
(88,87% от ЕР в 2014)
СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ 506 644 421.8 458 892 964.5 481 655 789
РОДП «ЯБЛОКО» 176 511 875 151 280 230 230 853 793
ПАТРИОТЫ РОССИИ 116 828 100 116 033 300 102 467 345
«Гражданская Сила» 3 041 500 12 835 000 12 282 000
«Гражданская Платформа» 24 252 510 223 082 376.6 31 259 726.36
«РОДИНА» 12 743 115 14 211 646.22
РПР-ПАРНАС 13 787 160 5 511 500
«Альянс зеленых и социал-демократов» 11 031 952 36 570 000 841 500
КОММУНИСТЫ РОССИИ 3 288 610 7 028 196.5 14 825 932.25

Больше всего бросается в глаза резкое увеличение в 2014 году поступлений в партийные кассы КПРФ и ЛДПР, при том что доходы «Единой России» выросли незначительно. Госфинансирование, определенное итогами выборов 2011 года, не изменилось, но ЛДПР по объемам поступлений почти догнала «Единую Россию» — дело, можно сказать, невиданное.

Из этих 1 908, 5 млн рублей госфинансирование в 2014 году составило всего 424,5 млн, то есть нашёлся бизнес, который оказался готов потратить на партию ещё почти 1,5 млрд. Резко выросли и поступления в казну КПРФ — с 699,7 млн рублей в 2013-м до почти 1 млрд в 2014-м. Из них 297 млн рублей — частные средства.

Бизнес в принципе неохотно вкладывается «в политику», хотя спонсоры стали вкладываться в ЛДПР и КПРФ.

На этом фоне очень скромно выглядит «Справедливая Россия», на партийный счёт которой в эти годы деньги поступали в основном из госбюджета. Насколько известно, часть госфинансирования партия распределяет по регионам пропорционально их вкладу в результаты выборов. То, что практически нет ни физических, ни юридических лиц, вызывающихся помогать федеральной партии напрямую, более чем показательно, что никакой инициативной помощи партии от населения нет.

Резко в 2014 году выросло финансирование партии «Яблоко». Куда пошли эти средства, непонятно, учитывая сверхскромное участие партии в региональных и местных выборах. Стабильно финансирование и не имеющих господдержки «Патриотов России».

Бросается в глаза вызванный понятными причинами обвал финансирования «Гражданской платформы» — с 223 млн рублей в 2013 году до 31 млн в 2014-м. Действительно, число случаев участия партии в региональных выборах в 2014 году резко снизилось. Однако фактически полное прекращение финансирования началось только осенью 2014 году после ухода в отставку с поста фактического лидера партии Ирины Прохоровой.

Государственная поддержка и государственное финансирование политических партий

Финансирование всех иных партий, судя по отчётам, или крайне незначительно, или отсутствует. Так что нетрудно сделать прогноз о том, активности каких партий в первую очередь стоит ожидать в 2015—2016 годах и на чьей стороне симпатии самой власти.

Анализируя приведенные данные, следует также отметить, что партии «Яблоко» и «Патриоты России» не являются парламентскими, то есть не принимают непосредственное участие в выработке и принятии столь важных для страны законов.

В каком русле работает, например партия «Яблоко», всем известно — это митинги, пикеты, протесты и так далее.

Не обессудьте, уважаемые читатели, что так подробно расписываем. Но это наши бюджетные деньги, деньги налогоплательщиков. Хотя и направленные на партсчёт государством.

И хотелось бы знать, как эти выплаченные государством средства помогли партийным структурам улучшить благополучие, укрепить безопасность жителей России. Ведь руководитель партии «Яблоко» постоянно говорит, что их главная задача — забота о гражданах страны. Но если они «улучшают» (по их словам) нашу жизнь на наши деньги, то стоит отчитаться, куда данные деньги ушли, например, на страницах партийной прессы. Информацию можно публиковать и в иных изданиях.

А все ли члены вышеназванной партии знают о подобной бюджетной поддержке? И как партлидер отчитывается перед своими однопартийцами о расходовании бюджетных денежных средств?

Стоит также отметить, что центральное и региональное партийное руководство, являясь, как правило, депутатами Государственной Думы, региональных законодательных собраний, получает о-очень приличную зарплату в размере 100—150 тыс. руб., а возможно и более. Каждый депутат имеет штат помощников с зарплатой от 20 тыс. руб. и более. Плюс командировочные, бесплатная оргтехника, связь, проезд на транспорте в любой конец России.

С учётом сложной общественно-политической ситуации в стране, рядом депутатов Госдумы предлагается финансирование политических партий в России с 2016-го года сократить на 45%.

Соответствующий законопроект подготовил депутат Госдумы Игорь Зотов. По его словам, в случае снижения финансирования со 110-ти до 60-ти рублей за голос избирателя можно будет сэкономить более 3-х миллиардов бюджетных рублей, — пишут «Известия». Согласно результатам последних выборов в Госдуму, на финансирование партий ежегодно выделяется около 7-ми миллиардов рублей. Лидирует «Единая Россия» — у неё 3,5 миллиарда. У КПРФ 1 миллиард 400 миллионов (источник).

Предлагаем ознакомиться:  Диплом государственного образца и диплом установленного образца – в чем разница
Источник

Президент России Владимир Путин в ноябре 2014 года подписал закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу финансовой отчетности политических партий, избирательных объединений, кандидатов на выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления»

Федеральным законом устанавливается запрет на получение политической партией и её региональными отделениями пожертвований от некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также на заключение сделок с иностранными гражданами, иностранными и международными организациями, иными субъектами, от которых не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям.

Также закон предусматривает усиление административной ответственности за подкуп избирателей, участников референдума, незаконное финансирование избирательных кампаний, кампаний референдума и использование этих средств. Одновременно устанавливается административная ответственность за незаконное финансирование деятельности политической партии, не связанной с её участием в выборах и референдумах, за нарушение политической партией требований об обязательном аудите её финансовой отчетности в предусмотренных федеральным законом случаях, за нарушение порядка и срока представления финансовой отчетности.

Кроме того, сведения о поступлении средств в избирательные фонды, фонды референдума и о расходовании этих средств размещаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на своих сайтах в сети Интернет.

Также закон впервые устанавливает, что при проведении региональных и местных выборов и референдумов обязательному размещению подлежат сведения о финансовой операции по расходованию средств из соответствующего фонда на сумму свыше 50 тыс. руб., о юридических лицах, перечисливших в соответствующий фонд пожертвования на сумму свыше 25 тыс. руб.

При проведении федеральных выборов вдвое снижаются предусмотренные в настоящее время размеры финансовых операций по расходованию средств избирательных фондов, сведения о которых подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации.

Федеральным законом также уточняются полномочия контрольно-ревизионных служб, создаваемых при избирательных комиссиях.

Таким образом, внесение изменений в действующее законодательство усиливает контроль за целевым расходованием средств, в том числе — за счёт средств бюджета, что очень правильно и своевременно.

Глава I. Общие положения

Статья 1.
Предмет регулирования настоящего
Федерального закона

Предметом
регулирования настоящего Федерального
закона являются общественные отношения,
возникающие в связи с реализацией
гражданами Российской Федерации права
на объединение в политические партии
и особенностями создания, деятельности,
реорганизации и ликвидации политических
партий в Российской Федерации.

Статья 2.
Право граждан Российской Федерации на
объединение в политические партии

Право
граждан Российской Федерации на
объединение в политические партии
включает в себя право создавать на
добровольной основе политические партии
в соответствии со своими убеждениями,
право вступать в политические партии
либо воздерживаться от вступления в
политические партии, право участвовать
в деятельности политических партий в
соответствии с их уставами, а также
право беспрепятственно выходить из
политических партий.

Статья 3.
Понятие политической партии и ее
структура

1.
Политическая
партия
— это общественное объединение, созданное
в целях участия граждан Российской
Федерации в политической жизни общества
посредством формирования и выражения
их политической воли, участия в
общественных и политических акциях, в
выборах и референдумах, а также в целях
представления интересов граждан в
органах государственной власти и органах
местного самоуправления.

политическая
партия должна иметь региональные
отделения более чем в половине субъектов
Российской Федерации, при этом в субъекте
Российской Федерации может быть создано
только одно региональное отделение
данной политической партии;

в
политической партии должно состоять
не менее десяти тысяч членов политической
партии, при этом более чем в половине
субъектов Российской Федерации
политическая партия должна иметь
региональные отделения численностью
не менее ста членов политической партии
в соответствии с пунктом
6 статьи 23
настоящего Федерального закона.

руководящие
и иные органы политической партии, ее
региональные отделения и иные структурные
подразделения должны находиться на
территории Российской Федерации.

3.
Под региональным отделением политической
партии в настоящем Федеральном законе
понимается структурное подразделение
политической партии, созданное по
решению ее уполномоченного руководящего
органа и осуществляющее свою деятельность
на территории субъекта Российской
Федерации. В субъекте Российской
Федерации, в состав которого входит
(входят) автономный округ (автономные
округа), может быть создано единое
региональное отделение политической
партии. Иные структурные подразделения
политической партии (местные и первичные
отделения) создаются в случаях и порядке,
предусмотренных ее уставом.

4.
Цели и задачи политической партии
излагаются в ее уставе и программе.

формирование
общественного мнения;

политическое
образование и воспитание граждан;

выражение
мнений граждан по любым вопросам
общественной жизни, доведение этих
мнений до сведения широкой общественности
и органов государственной власти;

выдвижение
кандидатов на выборах в законодательные
(представительные) органы государственной
власти и представительные органы
местного самоуправления, участие в
выборах в указанные органы и в их работе.

Статья 4.
Законодательство Российской Федерации
о политических партиях

Деятельность
политических партий основывается на
Конституции
Российской Федерации и регулируется
федеральными конституционными законами,
настоящим Федеральным законом и иными
федеральными законами.

Статья 5.
Территориальная сфера деятельности
политической партии

Политическая
партия вправе осуществлять свою
деятельность на всей территории
Российской Федерации.

Статья 6.
Наименование политической партии

1.
В наименовании политической партии,
как полном, так и сокращенном, не
допускается использование наименований
иных существующих в Российской Федерации
политических партий и других общероссийских
общественных объединений, а также
политических партий, прекративших свою
деятельность вследствие ликвидации в
связи с нарушением пункта
1 статьи 9
настоящего Федерального закона.

2.
В наименовании политической партии не
допускается использование наименований
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, а также имени
и (или) фамилии гражданина.

3.
Региональные отделения и иные структурные
подразделения политической партии
используют наименование этой политической
партии с указанием своей территориальной
принадлежности.

4.
Политическая партия может использовать
в своем наименовании слова «Россия»,
«Российская Федерация» и образованные
на их основе слова и словосочетания.

Предлагаем ознакомиться:  Сроки исковой давности в наследовании

5.
Наименование политической партии должно
соответствовать требованиям
законодательства
Российской Федерации об охране
интеллектуальной собственности и (или)
авторских прав. Запрещается использовать
наименование политической партии,
оскорбляющее расовые, национальные или
религиозные чувства.

6.
Общественные объединения, не являющиеся
политическими партиями, не могут
использовать в своем наименовании слово
«партия».

Статья 7.
Символика политической партии

1.
Политическая партия может иметь свои
эмблему и иные символы, точное описание
которых должно содержаться в уставе
политической партии. Символика
политической партии не должна совпадать
с государственной символикой Российской
Федерации, государственной символикой
субъектов Российской Федерации,
символикой муниципальных образований,
а также с государственной символикой
иностранных государств.

2.
В качестве эмблемы и иных символов
политической партии не могут быть
использованы эмблемы и иные символы
существующих в Российской Федерации
политических партий и других общероссийских
общественных объединений, а также
эмблемы и иные символы организаций,
деятельность которых на территории
Российской Федерации запрещена.

3.
Символика политической партии должна
соответствовать требованиям
законодательства Российской Федерации
об охране интеллектуальной собственности
и (или) авторских прав. Запрещается
использовать символику, оскорбляющую
или порочащую Государственный флаг
Российской Федерации, Государственный
герб Российской Федерации, Государственный
гимн Российской Федерации, флаги, гербы,
гимны субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, иностранных
государств, религиозные символы, а также
символы, оскорбляющие расовые, национальные
или религиозные чувства.

Статья 8.
Основные принципы деятельности
политических партий

1.
Деятельность политических партий
основывается на принципах добровольности,
равноправия, самоуправления, законности
и гласности. Политические партии свободны
в определении своей внутренней структуры,
целей, форм и методов деятельности, за
исключением ограничений, установленных
настоящим Федеральным законом.

2.
Деятельность политических партий не
должна нарушать права и свободы человека
и гражданина, гарантированные Конституцией
Российской Федерации.

3.
Политические партии действуют гласно,
информация об их учредительных и
программных документах является
общедоступной.

4.
Политические партии должны создавать
мужчинам и женщинам, гражданам Российской
Федерации разных национальностей,
являющимся членами политической партии,
равные возможности для представительства
в руководящих органах политической
партии, в списках кандидатов в депутаты
и на иные выборные должности в органах
государственной власти и органах
местного самоуправления.

Статья 9.
Ограничения на создание и деятельность
политических партий

1.
Запрещаются создание и деятельность
политических партий, цели или действия
которых направлены на осуществление
экстремистской
деятельности.

2.
Включение в уставы и программы политических
партий положений о защите идей социальной
справедливости, равно как и деятельность
политических партий, направленная на
защиту социальной справедливости, не
может рассматриваться как разжигание
социальной розни.

3.
Не допускается создание политических
партий по признакам профессиональной,
расовой, национальной или религиозной
принадлежности.

Под
признаками профессиональной, расовой,
национальной или религиозной принадлежности
в настоящем Федеральном законе понимается
указание в уставе и программе политической
партии целей защиты профессиональных,
расовых, национальных или религиозных
интересов, а также отражение указанных
целей в наименовании политической
партии.

Политическая
партия не должна состоять из лиц одной
профессии.

4.
Структурные подразделения политических
партий создаются и действуют только по
территориальному признаку. Не допускается
создание структурных подразделений
политических партий в органах
государственной власти и органах
местного самоуправления, в Вооруженных
Силах Российской Федерации, в
правоохранительных и иных государственных
органах, в государственных и
негосударственных организациях.

5.
Не допускается деятельность политических
партий и их структурных подразделений
в органах государственной власти и
органах местного самоуправления (за
исключением законодательных
(представительных) органов государственной
власти и представительных органов
местного самоуправления), в Вооруженных
Силах Российской Федерации, в
правоохранительных и иных государственных
органах, в аппаратах законодательных
(представительных) органов государственной
власти, в государственных организациях.
Запрещается вмешательство политических
партий в учебный процесс образовательных
учреждений.

6.
Создание и деятельность на территории
Российской Федерации политических
партий иностранных государств и
структурных подразделений указанных
партий не допускаются.

Послесловие

Источник

Как видно, существует определённая система финансирования политических партий за счёт средств федерального бюджета в целях их более эффективной деятельности в интересах населения. Чтобы было понятно, что выделяется немало средств на содержание политических партий, при этом данное финансирование превышает в разы по сравнению с уровнем инфляции и индексации пенсии (по годам), приведём данные, которые наглядно свидетельствуют уровень финансирования политических партий..

Таблица №3. Данные по уровню финансирования политических партий в сравнении с социальными показателями

Года/Показатели Ставка за 1 голос, руб. Уровень инфляции,% Индексация пенсий,%
2002 15,6 30,7
2003 0,5 11,99 17,7
2004 0,5 11,74 11,4
2005 0,5 10,91 12,7
2006 5,0 9,0 16,0
2007 5,0 11,87 20,4
2008 5,0 13,28 26,9
2009 20,0 8,8 14,27
2010 20,0 8,78 8,8
2011 20,0 6,10 10,65
2012 20,0 6,58 10,1
2013 50,0 6,45 8,3
2014 50,0 11,36 11,4
2015 110,0 9,39 7,1
Темп роста в год 3,62 раза 9,68 14,74

Таким образом, темп роста финансирования деятельности политических партий, в том числе непарламентских, превышает значительно уровень инфляции и индексации пенсий. Следовательно, партии обязаны работать более эффективно, поскольку существуют на средства налогоплательщиков.

Думается, что всех названных средств вполне хватает, чтобы порадеть за народное благополучие, укрепить партийные ряды и реальными делами поднять авторитет своей партии в глазах избирателей. Трудности для того и существуют, чтобы их преодолевать.

Госфинансирование не единственный источник деятельности партийных структур, хотя и самый значимый. На счета партий поступают добровольные взносы от граждан, организаций, предприятий. Это немалые средства, исчисляемые миллионами рублей. Народ также должен знать, на что они расходуются. Открытость и прозрачность деятельности партий — необходимое условие завоевания доверия граждан и повышения внутрипартийной дисциплины.

А запреты на иностранное финансирование призваны не только оградить российского избирателя от зарубежного вмешательства в политический процесс в России, но и гарантировать соблюдение принципа политического нейтралитета государства. А избирателям в предстоящие выборы 2015—2016 годов надо более вдумчиво к голосованию, чтобы не получилось как с Петрозаводском.

Источник
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector