Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов для образовательных учреждений города Москвы, Распоряжение Правительства Москвы от 15 августа 2002 года №1197-РП

Нормы накопления ТБО (ТКО): расчет, нормативы и обжалование

Для чего нужно знать нормы ТБО

Твердые коммунальные отходы включают широкий список различного мусора: отходы с производственных, коммунальных, жилых, общественных и других объектов, опавшую листву, отработанные строительные материалы, просроченные продукты питания и др. Другими словами, все, что попадает в контейнеры с мусором, относится к твердым отходам.

В свою очередь, твердые коммунальные отходы различаются уровнем опасности и токсичности, способом переработки, источником возникновения и составом, а также другими признаками.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Но в мусорные контейнеры, установленные во дворах жилых домов, можно выбрасывать далеко не все. Законодательные нормативы предусматривают разделение коммунальных отходов.

В мусорные баки можно выбрасывать:

  • мусор растительного происхождения;
  • мусор, собранный дворником, — окурки, бумажки, опавшие листья и другое;
  • просроченные продукты и пищевые отходы;
  • вещи из хлопка и текстиля;
  • упаковочные материалы — картон, бумагу, газеты.

Что запрещается выбрасывать в мусор:

  • объемные отходы строительных материалов после проведения ремонтных работ;
  • средства жидкой и маслянистой консистенции;
  • фекалии домашних питомцев;
  • фармацевтические препараты и просроченные лекарства;
  • токсичные вещества.

Нормы накопления ТБО (ТКО): расчет, нормативы и обжалование

Перечисленные здесь отходы должны вывозиться специальными службами. Особенно это важно для отходов, представляющих опасность для здоровья людей, — это энергосберегающие и другие лампы.

Для обращения с такими предметами мусора нужно знать правила утилизации, особенно это касается вещей, содержащих ртуть и другие токсичные вещества, опасные для здоровья человека.

★ Подсказка! Как работать с ртутными отходами

Многие люди не задумываются о последствиях при нарушении правил утилизации и обращения с токсичными бытовыми отходами. Если такой мусор пролежит в контейнере хотя бы несколько дней, то это может стать причиной заражения (органические отходы), отравления (ртуть) или возгорания.

Правилам обращения с токсичным мусором очень важно обучить детей, поскольку от этого зависит здоровье всей семьи и экологическая ситуация в общем.

Все неудобства, связанные с вызовом специальных служб по утилизации токсичных веществ, невозможно сравнить с той опасностью, которой могут подвергаться люди.

Нормы накопления ТКО для населения рассчитываются исходя из количества утильсырья, образовавшегося за конкретный временной период. Указываются нормативные значения в единицах веса или объема. Нормативы необходимы для точного расчета объемов/веса ТБО в населенных пунктах. Эти расчеты помогают осуществлять планирование сбора, вывоза и утилизации мусора.

Нормы накопления ТБО (ТКО): расчет, нормативы и обжалование

Норма образования ТБО отражает объемы мусора в расчете:

  • на 1 жителя (для жилых объектов);
  • на одно место (в отельных комплексах);
  • на м2 складских и торговых объектов.

Нормируемый показатель указывается на определенную временную единицу (день, год, месяц). В зависимости от вида измерения норм ТБО они указываются в килограммах или кубометрах. Общегосударственный расчетный объем ТБО в год для России составляет примерно 150 миллионов м3 или 30 миллионов тонн.

Для эффективного планирования в области управления ТБО используются установленные нормативные показатели. Объективность расчета таких норм позволяет точно осуществлять планирование и управление движением ТБО: сбор/перевозка/обезвреживание/утилизация. Для того чтобы правильно подобрать технологию по очистке и переработке мусора, важно иметь объективные данные по составу и характеристикам компонентов, которые входят в состав твердых отходов, а для принятия решения о применении технологических процессов биотермической переработки нужно получить сведения о наличии химических и органических удобрений.

★ Совет редакции: Методы государственного регулирования цен (тарифов) в сфере утилизации отходов

В нормативные показатели по твердым бытовым отходам, которые должны быть вывезены автомобилями специализированных транспортных предприятий, включают мусор, который собирается возле жилых и общественных объектов, ТБО от местных отопительных систем, листву деревьев, растущих на придомовых участках, строительный мусор, образовавшийся в процессе текущего ремонта, и крупные предметы бытового пользования (если отсутствует механизм централизованного сбора габаритного мусора).

Нормы ТБО для организаций, которые обслуживают МКД, рассчитываются на основе утвержденных объемов вывозимого и перерабатываемого мусора в год. В случае превышения расчетных норм затраты на переработку и транспортировку ТБО ложатся на физические или юридические лица, по вине которых произошло превышение утвержденных показателей. Транспортировка мусора является высокорентабельным бизнесом, что обусловило высокий уровень конкуренции в данной сфере.

В некоторых нормативных документах используется нормативное значение для объемов накопления ТКО (твердые коммунальные отходы). Так, в 1-й статье закона № 89-ФЗ норматив по ТКО рассчитывается исходя из объемов коммунальных отходов, накапливающихся за определенный временной промежуток.

В правительственном постановлении № 269 (пп. 2, 4) «Об определении нормативов…» от 4 апреля 2016 года определено, что нормативы по накоплению твердых отходов для населения определяются соответствующими органами местной исполнительной власти отдельно для:

  • территорий, которые находятся в управлении местных органов власти;
  • физлиц и предприятий;
  • других категорий объектов.

Нормы ТБО на 1 человека постановление № 269 предписывает определять по следующей процедуре:

  1. Осуществляются мероприятия по организации учета ТБО, которые вывозятся из населенных пунктов. Учет ведется по количеству мешков, контейнеров, бункеров. Нельзя проводить мероприятия по уплотнению или смешиванию мусора. Учет проводится отдельно по каждому объекту на протяжении недели.
  2. Вес и объемы ТБО за учетный период суммируются. Полученные результаты служат базой для расчета норм накопления для каждой расчетной единицы.

Приложение 1 к методическим рекомендациям Министерства строительства РФ, которые утверждены приказом № 524/пр. от 28 июля 2016 года, содержит расчетные единицы для определения норм накопления ТБО. В этом же документе указывается на обязательность проведения замеров количества отходов раз в 5 лет зимой (декабрь или январь), весной (апрель) и так далее.

Расчет норм накопления ТБО (ТКО)

Нормы накопления ТБО зависят от многих факторов.

Порядок установления норм накопления ТБО для юридических лиц и населения проводится на основании их замеров. Сначала уполномоченные лица обязаны выбрать соответствующий участок. Он должен соответствовать определенным требованиям, а именно количество проживающего на нем населения должно быть не меньше таких показателей:

  1. Для населенных пунктов с численностью населения не более 300 т. граждан – 2%;
  2. Для населенных пунктов с численностью населения от 300 т. до 500 т. граждан – 1%;
  3. Для населенных пунктов с численностью населения свыше 500 т. граждан – 0,5%.

Как только территория выбрана, на ней выбирается от 3 объектов, каждый из которых относится к какой-либо одной категории. Исключение, позволяющее ограничиться меньшим количеством объектов, – их отсутствие в достаточном количестве.

Изучению и анализу поддаются:

  • мусорные контейнеры;
  • бункеры для отходов;
  • полиэтиленовые мешки.

Важно знать! Смешивать отходы, образуемых объектами разных категорий, при расчетах запрещается.

Другие правила подсчета норм накопления ТБО (ТКО):

  1. Проводятся ежесезонно в течение недели;
  2. Сведения об объемах образуемого мусора на каждом объекте складываются по дням недели;
  3. Нормы потребления выводятся по данным о количестве ТБО (ТКО) на одну расчетную единицу.

Если для жилых помещений учитывается количество проживающих граждан, то расчет нормы накопления ТБО для организаций учитывает:

  1. Площадь (в м2) – для торговых организаций;
  2. Койко-место – для лечебных и других медицинских учреждений;
  3. Количество учащихся – для образовательных организаций;
  4. Количество мест – для культурных учреждений, предприятий бытового обслуживания;
  5. Численность сотрудников – для офисов, административных и научных учреждений.

Постановление приводит подробные формулы, которыми должны руководствоваться уполномоченные лица государственных органов при определении норм накопления отходов. Их применение учитывает все указанные выше правила и условия. Это и определило разные показатели для разных субъектов РФ.

К примеру, в соответствии с распоряжением 607-РМ «Об утверждении норм накопления ТКО», выданным Министерством природопользования Московской области, утверждены следующие годовые показатели образования мусора:

  1. Для административных учреждений – 0,87 м3/сотрудника;
  2. Для торговых организаций – 0,51-062 м32;
  3. Для детсадов — 0,39 м3/ребенка;
  4. Для автобусных и ж/д станций – 1,51 м3/пассажира.

Нормы накопления ТБО на 2019 год

В каждом регионе РФ установлены свои нормы.

В качестве примера были взяты некоторые регионы страны. Например, для Республики Башкортостан еще 12.10.2017 постановлением №466 приняты следующие нормы на одного человека:

  1. В многоквартирном доме – 346,7 кг/год; 2,6 м3/год;
  2. В индивидуальном доме – 585,7 кг/год; 3,7 м3/год.

Для Владимирской области эти нормативы следующие:

  1. В многоквартирном доме – 377 кг/год; 2,44 м3/год;
  2. В индивидуальном доме – 387 кг/год; 2,55 м3/год.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Для города Севастополя:

  1. В многоквартирном доме – 298 кг/год; 2,5 м3/год;
  2. В индивидуальном доме – 312 кг/год; 2,7 м3/год.

Развеиваем мифы про мусор и нормы ТБО

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 8, 10-11, 13, 28 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с последующими изменениями и дополнениями, статьями 19, 38, Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ГОСТа Р 53692-2009 «Ресурсосбережение.

Обращение с отходами», утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 N 1092-тс, со статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Московской области от 29.11.2005 N 249/2005-ОЗ «Об обеспечении функционирования систем жизнеобеспечения населения на территории Московской области», с последующими изменениями и дополнениями, Законом Московской области от 08.11.

2001 N 171/2001-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Московской области», Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», а также на основании заключения, предоставленного ЗАО НПФ «ЭОС» «Экологический аудит и мониторинг накопления отходов потребления для объектов жилищного фонда Луховицкого муниципального района Московской области, Совет депутатов Луховицкого муниципального района Московской области

РЕШИЛ:1. Утвердить с 01.01.2015 Нормы накопления твердых бытовых отходов с учетом крупногабаритного мусора потребления для объектов жилищного фонда, расположенных на территории Луховицкого муниципального района Московской области (согласно приложению N 1).

2. Утвердить с 01.01.2015 Нормы накопления твердых бытовых отходов с учетом крупногабаритного мусора предприятий, организаций всех форм собственности и организационно-правовой формы, садоводческих, огородных, дачных некоммерческих объединений граждан и других хозяйствующих субъектов, расположенных на территории Луховицкого муниципального района Московской области (согласно приложению N 2).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов — проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Предлагаем ознакомиться:  За сколько дней предупреждается работник об увольнении

При наличии утвержденных Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу нормативов накопления ТБО с учетом КГМ данные нормативы являются обязательными при заключении договоров с организациями жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющими вывоз ТБО с учетом КГМ.

3. Собственники и наниматели жилых и нежилых помещений, в том числе частного сектора, а также организации всех форм собственности обязаны заключить договора с организациями жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющими вывоз ТБО с учетом КГМ.

4. Вывоз ТБО с учетом КГМ на территории Луховицкого муниципального района Московской области осуществляется по планово-регулярной системе. Запрещается «сигнальный» вывоз твердых бытовых отходов.

При фактическом превышении установленных нормативов накопления ТБО с учетом КГМ, необходимо заключать единовременный договор с организациями жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющими вывоз ТБО с учетом КГМ.

5. В случае уклонения от заключения договоров с организациями жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющими вывоз ТБО с учетом КГМ, физические и юридические лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Московской области.

6. Направить данное решение для подписания и опубликования Главе Луховицкого муниципального района Московской области.

7. Контроль за исполнением настоящего решения возложит на постоянную комиссию Совета депутатов Луховицкого муниципального района по законности, правопорядку, противодействию коррупции и местного самоуправлению.

Председатель Совета депутатовЛуховицкого муниципального районаМосковской областиВ.С. Гинсберг

Глава Луховицкого муниципальногорайона Московской областиВ.Н. Барсуков

Приложение N 1к решению Совета депутатовЛуховицкого муниципальногорайона Московской областиот 13. 11. 2014 N 21/3

N N п/п

Наименование объекта

Единица измерения

Среднегодовой норматив, м3

1.1.
1.2

Жилые и нежилые помещения многоквартирного домов
(ТБО, с учетом КГМ)
частный сектор (ТБО, с учетом КГМ)*

На кв. метр площади
На 1 жителя в год

0,16 м3
2,2 м3

https://www.youtube.com/watch?v=360tvru

*Примечание: При отсутствии зарегистрированных жителей в жилых помещениях частного сектора, устанавливается норматив накопления ТБО с учетом КГМ на один квадратный метр площади — 0,16 м3

N N п/п

Наименование объекта

Единица измерения

Среднегодовой норматив, м3

2.1.
2.2

Норма смета с закрепленных прилегающих территорий объектов санитарной очистки (СНиП2.07.01.89)
Норма древесно-растительных отходов (Приказ Госстроя РФ от 10.12.1999 г. N 145 «Об утверждении Нормативно-производственного Регламента содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации»)

На кв. метр прилегающих территорий объектов санитарной очистки в год
На кв. метр
прилегающих территорий объектов санитарной очистки в год

0,05 м3
0,1 м3

Примечание: данные затраты оплачиваются обслуживающей многоквартирные дома организацией по договору с организацией жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющей вывоз ТБО с учетом КГМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2к решению Совета депутатовЛуховицкого муниципальногорайона Московской областиот 13. 11. 2014 N 21/3

Нормы накопления ТБО от организаций и предприятий предоставляют соответствующие органы региональной власти, исходя из местных производственных особенностей, состояния жилищного фонда, сезонных факторов и другой специфики. Расчет норм накопления ТБО выполняется согласно положениям «Сборника удельных показателей образования отходов производства и потребления» (Государственный комитет по охране окружающей среды, 1999 год) и рекомендациям, изложенным в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах (СанПиН). Усредненные рекомендованные нормы РФ выглядят следующим образом:

  • жилищные объекты, подключенные к центральным инженерным коммуникациям (канализация, водоснабжение, газ, электросети, отопление), — до 280 кг/год, до 1,5 м3/год (при средней плотности до 220 кг/м3);
  • благоустроенные жилищные объекты в населенных пунктах, население которых превышает 100 тысяч жителей, — до 300 кг/год, до 1,5 м3/год (средняя плотность ТБО до 210 кг/м3);
  • неблагоустроенные жилищные объекты с водоотводом — до 450 кг/год, до 1,5 м3/год (средняя плотность ТБО до 190 кг/м3);
  • жилищные объекты без водоотвода (с выгребными ямами) — до 3,25 м3/год.

Мнение эксперта

Нормы накопления мусора, установленные правительством Москвы

А. Н. Гаркуша,

председатель правления товарищества собственников жилья «Флиера 9», Орехово-Зуево

Правительство столичной области 24.07.15 г. приняло нормативный акт под номером 605/26 «Об утверждении норм накопления мусора и типового договора на вывоз мусора на территории Московской области».

Согласно 57-й и 60-й статьям закона МО № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» утверждены:

  • нормы накопления ТБО (Москва и область), указанные в приложении 1, используются для расчетов с населением, ИП и юрлицами на территории столичной области;
  • типовой договор на вывоз ТБО (приложение 2);
  • нормы накопления твердых бытовых отходов.

Рассмотрим Приложение 1 к постановлению Правительства МО от 24.07.2015 № 605/26.

Нормативные значения по накоплению ТБО

Вид образователя ТБО

Единица измерения/год

Средняя норма накопления

Норма накопления

бытового мусора, м3/год

расчетная плотность, кг/м3

крупногабаритного мусора, м3/год

расчетная плотность, кг/м3

Многоквартирные и объекты постоянного проживания

На 1 м2

0,087

175,76

0,027

201,12

Админ. здания, офисные центры

На 1 м2

0,12

140,17

А. Н. Гаркуша,

председатель правления товарищества собственников жилья «Флиера 9», Орехово-Зуево

Правительство столичной области 24.07.15 г. приняло нормативный акт под номером 605/26 «Об утверждении норм накопления мусора и типового договора на вывоз мусора на территории Московской области».

Согласно 57-й и 60-й статьям закона МО № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» утверждены:

  • нормы накопления ТБО (Москва и область), указанные в приложении 1, используются для расчетов с населением, ИП и юрлицами на территории столичной области;
  • типовой договор на вывоз ТБО (приложение 2);
  • нормы накопления твердых бытовых отходов.

Рассмотрим Приложение 1 к постановлению Правительства МО от 24.07.2015 № 605/26.

Вид образователя ТБО

Единица измерения/год

Средняя норма накопления

Норма накопления

бытового мусора, м3/год

расчетная плотность, кг/м3

крупногабаритного мусора, м3/год

расчетная плотность, кг/м3

Многоквартирные и объекты постоянного проживания

На 1 м2

0,087

175,76

0,027

201,12

Админ. здания, офисные центры

На 1 м2

0,12

140,17

История вопроса организации сбора и переработки бытовых отходов отражает изменение представлений о правилах гигиены, об общественном устройстве, градостроительстве. Эта проблема находит отражение даже в формировании международных отношений. С течением времени менялся состав ТБО и развивались технологии переработки мусора.

История мусора прошла путь от глиняных емкостей, найденных за пределами древних поселений, до многотонных ядерных «могильников». Население планеты постоянно училось собирать и утилизировать мусор. Существуют разные формы проявления этих процессов: китайская деревня сборщиков мусора, территории в Гане, заваленные старыми электронными приборами, индийское захоронение средств мореплавания и т. д.

Как быть несогласным с утвержденными нормами?

Если нормы накопления отходов не соответствуют действительности, их можно обжаловать.

Все описанное выше дает наглядное представление, что определение норм накопления ТБО – не простой процесс. Но несмотря на тщательно приведенные условия и расчетные формулы, чиновники нередко устанавливают их приблизительно и с существенным превышением. Но их действия можно обжаловать. Для этого составляется и подается заявление на имя руководителя Министерства Природопользования субъекта РФ.

В документе нужно указать:

  1. Постановление, которым утверждались текущие нормы (число и номер, название акта);
  2. Причины, которые заставили обратиться – например, неоправданный рост стоимости коммунальной услуги из-за несоответствия нормативов реальному положению;
  3. Привести факторы, которые не учитывались чиновниками при расчетах: уровень благоустройства, этажность построек, наличие или отсутствие каких-либо удобств, тип отопления, уровень потребления населением ресурсов и т.п.;
  4. Обратить внимание на некоторые ошибки в расчетах, если они есть;
  5. Изложить просьбу – пересмотреть нормы потребления.

Если на жалобу ответят отказом, можно подать следующее заявление вышестоящей инстанции. Рекомендуется прибегать к помощи специалистов, которые проверят расчеты чиновников, а также направлять коллективные жалобы.

Вторичная переработка

А. Н. Гаркуша,

1.1 Введение

В России ежегодно образуется около 130 млн. м3 твердых бытовых отходов (ТБО). Из 27 млн. тонн ТБО (один кубический метр отходов до уплотнения весит 200 кг) промышленной переработке подвергается порядка 3%, остальное вывозится на свалки и полигоны-захоронения с отчуждением земель в пригородной зоне. Значительное количество ТБО попадает на несанкционированные свалки, количество которых постоянно растет.

Мусорная река возле дачи

Поэтому ТБО представляют собой источник загрязнения окружающей среды, способствуя распространению опасных веществ. Вместе с тем они содержат в своем составе ценные компоненты, которые могут быть использованы в качестве вторичных ресурсов. Основная масса ТБО и промышленных отходов образуется в городах и поселках городского типа (сфере компетенции местного самоуправления по Конституции РФ).

Причина подготовки данного материала — отсутствие разумного диалога при обсуждении и реализации проектов в сфере переработки ТБО в городах России. Здесь сочетаются многие факторы: экологическая неподготовленность проектировщиков, слабая юридическая база местного самоуправления, однобокость природоохранного законодательства, направленного на презумпцию опасности любых промышленных объектов, нормальный эгоизм местных жителей, не всегда конструктивная роль общественных экологических организаций.

Вряд ли все отклоненные или заторможенные проекты в области ТБО в городах России заслуживали такой участи. Вместе с тем в города уже имеются заслуживающие внимания примеры складывающихся цивилизованных отношений, поддержки разумных инициатив. Мы постарались показать также историю развития некоторых проектов, чтобы можно было понять обстоятельства принятия тех или иных решений и надеемся, что такой материал будет полезен в Вашей деятельности.

В июне 1998 года наконец принят федеральный закон «Об отходах производства и потребления», который начал разрабатываться в начале 90-х годов. Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Длительная история этого закона вынудила ряд регионов разработать собственные нормативные акты. В декабре 1997 г. принят закон «Об отходах производства и потребления» Свердловской области. До принятия закона положительную роль сыграли Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 15.07.94.

Большое значение имела разработка в 1996 г. федеральной целевой программы «Отходы». Основными целями этой программы являлось «создание нормативной и технологической базы для реализации единой государственной политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления, обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращения и ликвидации загрязнения окружающей среды отходами, экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот».

Предлагаем ознакомиться:  Положение о порядке ведения договорной работы

Анализ данных по твердым бытовым отходам в городах России показывает, что среднесуточная норма накопления ТБО за год в благоустроенных жилых зданиях составляет 0,52 кг/чел или 0,96 м3/чел при плотности до 0,2 т/м3. Коэффициент суточной неравномерности накопления ТБО (неравномерность поступления в приемные контейнеры) равен 1,26.

Нормы накопления ТБО (ТКО): расчет, нормативы и обжалование

Максимальное накопление наблюдается осенью. Твердые бытовые отходы отличаются стабильно высоким содержанием органического вещества (до 78% сухого вещества) с незначительными сезонными колебаниями. ТБО имеют низкую теплотворность. Удельная теплота сгорания их составляет 1480 ккал/кг, колеблясь по сезонам года от 1224 до 1612 ккал/кг.

В осенний период при наибольшей влажности теплотворность ТБО имеет наименьшую величину. Повышенная влажность определяется высоким содержанием пищевых отходов, а также тем, что дождь смачивает содержимое открытых контейнеров. По сравнению с 1985 г. усредненный элементный состав, характеризующий рабочую массу топлива и низкая удельная теплота сгорания твердых бытовых отходов не претерпели существенных изменений.

Еще в начале 90-х гг. на территории России работало до 7 мусоросжигательных заводов (МСЗ), расположенных во Владивостоке, Сочи, Пятигорске, Мурманске и Москве. Основным назначением сжигания является уменьшение объема ТБО перед вывозом на полигон захоронения. Вывоз золы и шлака составлял до 30% от массы сжигаемых отходов.

В настоящее время работает лишь один мусоросжигательный завод в Москве — спецзавод №3. Эти заводы были оснащены импортным оборудованием. Лишь завод во Владимире был оборудован тремя котлоагрегатами отечественного производства. Существенным недостатком технологического цикла всех действовавших МСЗ было отсутствие очистки выбрасываемых в атмосферу газов и золы, содержащих тяжелые металлы и диоксины, неулавливаемые в электрофильтрах.

Главной проблемой переработки ТБО является их несортированность, высокая влажность, низкая теплотворность и, как следствие, невозможность соблюдения экологически безопасной технологии складирования на полигонах, компостирования, сжигания мусора (поскольку технологии его сжигания рассчитаны на стандарты западного мусора).

Блок-схема энерготехнологической системы по переработке твердых бытовых и промышленных отходов

В выбросах мусоросжигательных заводов содержится большое количество загрязняющих веществ, таких как полиароматические углеводороды и диоксины, которые образуются при низкой температуре горения (из-за высокой влажности) и несортированности ТБО, содержащих хлорсодержащие компоненты.

В С.-Петербурге и Нижнем Новгороде на мусороперерабатывающих заводах осуществляется биотермическое аэробное компостирование. Мусор перед загрузкой не сортируется. Эти заводы обезвреживают и перерабатывают ТБО с получением органического удобрения и биотоплива. При использовании полученного таким образом компоста в качестве удобрения сельскохозяйственные почвы загрязнялись содержащимися в нем тяжелыми металлами. Фактически такой компост пригоден только для рекультивации и перекрытия свалок. При этом количество некомпостируемых отходов составляет 55-60%.

В конце 80-х начале 90-х гг. предполагалось, что основным направлением переработки ТБО будет их сжигание, компостирование и сортировка. Предполагалось сжигать несортированный мусор, поскольку участие населения в селективном сборе ТБО представлялось чем-то в высшей степени маловероятным. Работы по проектированию таких заводов велись в том числе оставшимися без работы оборонными, энергетическими и металлургическими проектными институтами, пытавшихся решить проблему мусоросжигания знакомыми для них методами.

Осознание необходимости консолидации усилий по проектированию заводов привело к появлению в Минприроды в 1995 идеи конкурса технологий переработки ТБО. Международный конкурс (тендер) проектов предприятий и технологий по переработке твердых бытовых отходов должен был выявить победителей и дать возможность реализации проектов в нескольких городах России.

Предлагаемые технологии сжигания мусора носят отпечаток происхождения проектировщиков. Это либо котел электростанции, либо домна, либо вращающаяся туннельная печь. Пожалуй, лишь высокотемпературная обработка ТБО в среде синтез-газа учитывает специфику ТБО и всякие неприятности, связанные с их неоднородностью.

В эти же годы активно предлагалось строительство МСЗ по зарубежным технологиям и на кредиты иностранных банков. В качестве условия покрытия кредита предлагалось сжигание отходов, привозимых из-за рубежа. Наиболее показательным следует назвать проект завода по сжиганию топливных брикетов в Пущине (1996 год).

Жидкие отходы нефтяной и парфюмерной промышленности Австрии предполагалось сначала отправлять для полимеризации в Турцию, а полученные топливные брикеты затем сжигать в Пущино. Этот проект поставил больше вопросов, чем ответов. До завершения строительства энергетического предприятия брикеты предполагалось складировать в промзоне Пущино.

В период увлечения мусоросжиганием серьезных проработок обустройства новых и действующих полигонов ТБО не велось. В результате к середине 90-х гг. многие города России подошли с переполненными свалками и сложным процессом поиска новых мест для захоронения отходов. Большой резонанс получило судебное дело «О признании акта органа государственной власти — администрации Владимирской области недейственным как нарушающим права граждан на благоприятную окружающую среду и принятым с грубыми нарушениями природоохранного законодательства».

Пожалуй, лишь в Самаре в свое время трезво подошли к оценке перспектив мусоросжигания и сделали ставку на складирование ТБО на высоконагружаемом полигоне. А оборудование закупленного для Самары завода было отправлено в Москву. В Самарской области действует ГП «Экология» — одно из наиболее крупных и успешно действующих предприятий по переработке бытовых и промышленных отходов в регионах России.

4.1 Аннотация

N
пп.

Наименование
объектов образования

Единицы
измерения

Норма накопления

Средняя
плотность

кг/куб.м

средне- годовая

средне- суточная

кг

куб.м

кг

л

1.

Дошкольные образовательные учреждения

на 1 место

136

0,80

0,37

2,19

170

2.

Дошкольные образовательные учреждения круглосуточного пребывания

на 1 место

187

1,10

0,51

3,01

170

3.

Учебно-воспитательные комплексы

на 1 место

136

0,80

0,37

2,19

170

4.

Общеобразовательные,
среднеспециальные учреждения и ПТУ

на 1
учащегося

33

0,21

0,10

0,58

155

5.

Высшие учебные заведения

на 1
учащегося

18

0,11

0,05

0,30

160

6.

Детские дома, школы-интернаты

на 1 место

247

1,30

0,68

3,57

190

7.

Образовательные учреждения дополнительного образования

на 1 место

29

0,19

0,08

0,52

155

8.

Бассейны

на 1 кв.м.
общей
площади

39

0,25

0,11

0,68

155

9.

Прочие учреждения

на 1
сотрудника

179

1,19

0,49

3,26

150

Как определяется норма накопления ТБО на человека

На основании замеров по количеству вывозимых коммунальных отходов местные органы исполнительной власти определяют нормативы по ТКО на одного жителя в месяц.

G = G1 / (n × 7).

Здесь: G — расчетное количество в сутки; G1 — общее количество ТБО по проведенным замерам; n — численность расчетных единиц.

G = G1 / 12.

Постановлением Правительства № 269 предусматривается применение и других формул для определения норм накопления ТБО. Это формулы для определения среднесуточных показателей на сезон, которые выражены в объеме для расчетной единицы в сутки.

Правительственное постановление № 1156 от 12 ноября 2016 года регулирует деятельность региональных операторов, которые должны отчитываться по объемам накопления и переработки ТБО по результатам каждого месяца.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Коммерческий учет коммунальных отходов проводится согласно правилам, которые определены постановлением Правительства № 505 от 3 июня 2016 года. В этом документе указано, что коммерческий учет базируется:

  • на нормативных данных и количестве/объеме заполненных контейнеров для ТБО;
  • на общем весе коммунальных отходов, который получен с использованием определенных технологий проведения замеров.

1-й вариант применяют для расчетов с потребителями, а 2-й для операторов.

G = G1 × 365.

Здесь: G1 — показатель в единицах массы или объема.

Нужно отметить, что нормативы, предусмотренные этим постановлением и приказом Минстроя № 524/пр, дублируют более ранние положения, которые были утверждены Министерством ЖКХ РСФСР от 9 марта 1982 года.

1. До момента определения норм накопления ТБО стоимость коммунальных услуг по вывозу мусора рассчитывается исходя из количества мусорных контейнеров.

P = n × (N / 12) × T.

Здесь: n — численность жителей дома/квартиры; N — установленные нормы; T — тарификация по услугам регионального оператора.

P = K × (N / 12) × T.

Здесь: K — численность расчетных единиц для нежилого помещения.

До момента установления норм ТБО владельцы помещений из нежилого фонда производят оплату услуг на основании количества вывезенных контейнеров.

Новые подходы к проблеме утилизации мусора

2.1 Аннотация

Население г. Владимира составляет 340 тыс. чел. Около 30% территории города занято малоэтажной застройкой. Ежегодное образование твердых бытовых отходов (ТБО) в городе составляет 477479 м3. Они вывозятся на полигон ТБО у д. Разлукино. Существующий полигон не был специально обустроен для хранения ТБО, переполнен, находится в окружении сельской и дачной застройки.

Его закрытие предполагалось осуществить еще в 1995 году. В городе возникают несанкционированные свалки промышленных отходов и бытового мусора, который не вывозится из районов частной застройки. Всего во Владимире 1 полигон ТБО, 5 несанкционированных свалок, включая 2 в санитарно-защитных зонах. В 1996 г.

была предпринята попытка строительства нового полигона с участием французского инвестора, но решения администрации были опротестованы в суде «как нарушающие права граждан на благоприятную среду» и строительство полигона не состоялось. Город вынужден эксплуатировать старый переполненный полигон и искать место для строительства нового.

Проблема отходов одна из главных экологических проблем города Владимира. При существенном спаде производства за последние годы образование отходов на промышленных предприятиях, в жилищно-коммунальном хозяйстве не уменьшилось. До 1991 года часть ТБО сжигалась на Владимирском мусоросжигательном заводе, единственном, оснащенном тремя котлами отечественного производства.

Однако время на принятие решения, какой должна быть система утилизации ТБО, было упущено и к середине 90-х гг. город подошел и без завода, и без подготовленного полигона для складирования отходов. Отметим, что срок эксплуатации действующего полигона ТБО истек еще в 1995 году.

Из-за отсутствия современного полигона для переработки твердых промышленных отходов предприятия вынуждены хранить их на своих промплощадках. Часть промышленных отходов, разрешенных для захоронения на полигоне бытовых отходов у д. Разлукино от предприятий не принимается из-за отсутствия мощностей. В результате свалки размещаются в неприспособленных для этого местах.

Свалка ВПО «Точмаш» частично размещена в водоохранной зоне р. Рпень, а свалка в районе исправительно-трудового учреждения ОД 1.5 вообще расположена в прибрежной полосе. Большую угрозу р. Клязьме таят золоотвалы Владимирской ТЭЦ. Из-за невозможности вывоза мусора в городе возникло большое количество несанкционированных свалок.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Обострение проблемы отходов, невозможность расширения действующего полигона заставила администрацию города и области искать пути решения проблемы. При этом в 1996 году у города не было достаточных финансовых средств не только на строительство мусоросжигательных или мусороперерабатывающих заводов, но и на оборудование нового полигона.

К явным и неявным заинтересованным группам следует отнести население города, в значительной степени привыкшее считать отходы мусором и привыкшее жить в грязи. Более явной заинтересованной группой следует считать работников администрации, и, прежде всего, службы коммунального хозяйства, которая начала испытывать давление со стороны санэпидслужбы, грозившей закрытием полигона ТБО.

К ним же относятся руководители предприятий, которым некуда вывозить свои отходы и вынужденные складировать их на промплощадках или идти на нарушение закона. Явно заинтересованы в ликвидации старого полигона жители д. Разлукино и окрестные дачники, страдающие от постоянных пожаров на переполненной свалке. Понятно, что активность и оформленность таких групп прямо пропорциональна их личной заинтересованности в том или ином решении проблемы.

Предлагаем ознакомиться:  Снять машину с учета после продажи: где и как это сделать

Вокруг проблемы ТБО стали формироваться сторонники и противники тех или иных решений. Постоянная угроза закрытия действующего полигона санэпидслужбой, жалобы жителей на постоянные пожары на свалке, поставили администрацию города в сложное положение.

Некоторое время продолжалось лоббирование идеи мусоросжигания, однако, отсутствие средств на реконструкцию завода и, тем более, строительство нового, заставило искать другие подходы. Особого выбора у администрации в тот момент не было, надо было открывать новую свалку, но все-таки обустроив ее на современном уровне.

Как и в случае с мусоросжиганием проблему полигона предполагалось решить на уровне областных и городских властей, полагая, что привлечение к этому вопросу излишнего внимания помешает делу. Как и раньше считалось возможным решить проблему в одном узле, достраивая всю остальную цепочку уже после создания основного технологического звена.

В этих условиях французская фирма «Лаваль сервис» предложила администрации Владимирской области свое участие в строительстве нового полигона твердых бытовых и промышленных отходов, обеспечив кредитование строительства. Интерес фирмы состоял в демонстрации своих возможностей по строительству и оборудованию полигонов, и Владимир был выбран как относительно небольшой по численности населения областной центр.

Ни о каком экспорте иностранных отходов в контракте не говорилось. Сроки строительства диктовались французской стороной и были довольно жесткими, поэтому администрация области должна была быстро найти подходящий участок. Полигон должен был быть оснащен гидроизоляцией, системой сбора и утилизации биогаза, сбора и очистки фильтрата.

При выборе площадки проектировщики исходили из наличия подстилающего глинистого горизонта, удаленности от населенных пунктов, близости к областному центру (около 30 км), достаточного удаления от водотоков (поэтому был выбран участок водораздела). Участок в 49 квартале Ставровского лесничества Собинского района обладал этими достоинствами.

Он обладал явными преимуществами по сравнению с действующим, со всех сторон окруженным пригородной застройкой. Оборудование дна полигона надежной гидроизоляцией и системой сбора фильтрата создавало главную защиту от угрозы загрязнения поверхностных и подземных вод, также как сбор биогаза от загрязнения атмосферы.

В результате получилось, что главным недостатком участка, выбранного под полигон, было то, что это место было частично занято лесами первой группы. Это значило, что по действующему законодательству перевод этого участка в другой вид использования должен был быть санкционирован Правительством РФ. Это был один из главных юридических просчетов администрации.

Термический конвертер, конечно, более удобный и безопасный способ утилизации отходов, чем обычный мусоросжигательный завод, но только не в том случае, если сжигается неразделенный мусор. Шлаки, оставшиеся после сжигания, захоранивают на полигоне, который оборудован по всем требованиям экологической безопасности, в том числе мониторинговыми колодцами для наблюдения за качеством грунтовых вод, коллекторами для сбора фильтрата и специальным пунктом его очистки.

Но все же есть у человечества реальная возможность если не совсем избавиться от свалок, то значительно сократить их количество и снизить вероятность возникновения экологической катастрофы. И такая тенденция в мире уже есть. Если в 1975 году в Германии было 1355 мусорных свалок, то к 1980 г. их число уменьшилось до 531.

Так что же мешает? Проблема внешне проста, как апельсин. Чтобы эффективно использовать весь мусор, необходимо эту смесь сначала разделить на составные части – отделить опасные токсичные отходы от неопасных, органические от неорганических, металлы от неметаллов и т. д. С технологической точки зрения особого труда не составляет металлолом переплавить, из макулатуры сделать новую бумагу, из органических отходов, не загрязненных токсичными отходами, получить качественное сельскохозяйственное удобрение. Но как рассортировать мусор? Тут имеются свои объективные трудности.

Бытовые отходы не только возрастают в объеме, но и резко усложняется их состав, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов. Мы же привыкли без разбору весь мусор выбрасывать в один контейнер, и в нашей стране только бомжи профессионально занимаются разделением мусора. Для сортировки мусора разработаны специальные установки, одна из таких установок приведена на Рисунке 2.

По подобной схеме японская фирма “Асахи Дзюкен” предлагала построить предприятие по разделению мусора для Москвы и Саратова. За год на каждом заводе планировалось получить 6000 т синтетических полимеров, 5100 т черных металлов, 900 т цветных металлов, 122 МВт/ч электрической и 48 МВт тепловой энергии. При этом – никакого шума, безопасные условия для персонала и населения, полное отсутствие запахов и никакого загрязнения окружающей среды.

Надеясь в скором времени окупить свои затраты, японцы предлагали построить все предприятие совершенно бесплатно, но, судя по тому что эта история осталась без последствий, свалки в нашей стране нужны не только бомжам. В целом, хотя механизированная технология разборки мусора рентабельна и обороты некоторых свалок на Западе достигают нескольких сотен тысяч долларов в день, оборудование и эксплуатация таких установок довольно дорогостоящи.

Более дешевым способом было бы, если бы потребители сами сортировали свой мусор. Технически, например, в США это делается так: на обочине дороги устанавливаются контейнеры “кодового цвета”, каждый из которых предназначен для отходов определенного вида – пластмассы, стекла, бумаги и т. д. Обычный мусоровоз буксирует за собой тележки с разноцветными мусорными баками, и рабочие загружают в них мусор в соответствии с цветом. Несортированные отходы высыпают в мусоровоз.

Как выполняется определение норм накопления ТБО

Нормы накопления твердых отходов по отдельным категориям граждан определяются соответствующими законодательными актами. К таким категориям относятся:

  • владельцы жилплощади;
  • собственники придомовых участков;
  • ИП, которые арендуют нежилые помещения.

Для определения норм ТБО используются замеры, которые один раз в сезон выполняет оператор по вывозу коммунальных отходов. Для проведения замеров выделяется район с количеством жителей не менее чем:

  • 0,5 % от общего количества населения для городов-миллионников;
  • 1 % от общего количества населения для крупных городов;
  • 2 % от общего количества населения небольших населенных пунктов.

Проводятся измерительные мероприятия с помощью специальных мусорных контейнеров или пакетов большого размера. При этом строго соблюдается сортировка ТБО по трем категориям (смешивание не допускается). Отчет по выполненным замерам составляется по итогам каждого дня.

На следующем этапе проводятся расчетные операции по установленным формулам. При этом рассчитываются дополнительные коэффициенты:

  • среднесуточный показатель;
  • средние нормы по всем сезонам;
  • среднегодовой норматив (среднесуточный показатель умножается на число дней в году);
  • среднемесячные нормы.

После заполнения экспериментальных емкостей измеряется вес и объем ТБО. Для проведения измерений проводятся следующие действия:

  1. Осуществляется выравнивание всех ТБО.
  2. При помощи специальной полутораметровой измерительной линейки производится измерение объемов накопленных ТБО. Замеры проводят сверху вниз.
  3. Взвешивание ТБО производится при помощи динамометра (из общих показаний следует отнять вес контейнера).
  4. Для взвешивания ТБО до 10 кг могут использоваться погрузочные автомобили.

Результаты замеров заносятся в таблицу, и проводится вычисление средних показателей по каждой из категорий ТБО (жилые, придомовые, производственные).

За достоверность замеров и правильность дальнейшей работы с нормами ТБО юридическую ответственность несет оператор, работающий с коммунальными отходами конкретного объекта.

Факторы, влияющие на норму накопления ТБО

Жильцам МКД будет полезно узнать, от чего зависят суммы за вывоз твердых отходов в квитанциях и почему могут меняться расчетные нормы накопления ТБО. Нормативные значения зависят от таких факторов, как:

  1. Благоустроенность жилищного объекта (подключение к центральным отопительным сетям, канализации и другим инженерным коммуникациям).
  2. Наличие отдельных баков для разных категорий ТБО (пластик, бумага, стекло). В таких случаях существенно снижается вес коммунальных отходов.
  3. Климатические условия (в северных районах отопительный сезон более продолжительный).
  4. Наличие зеленых насаждений на придомовом участке.

Чтобы сделать расчет норм ТБО более точным, необходимо провести замеры в районах с разной степенью благоустроенности. Кроме того, учитывается вариант систем отопления.

После выполнения исследований проводится оформление санитарных паспортов по каждому виду объектов. В этом документе прописывается численность проживающих в МКД, мест в отеле или объекте общественного питания, а также уровень благоустроенности прилегающего участка. Для объектов, где организован сбор ТБО по видам мусора, указываются отдельные данные замеров.

Временные нормы ТБО

На период проведения измерительных мероприятий и пока проходит утверждение норм накопления ТБО, для ИП применяют временные нормативы. Такие показатели рассчитываются с учетом вида коммерческой деятельности. Как правило, применяются средние показатели норм ТБО. Согласно действующим рекомендациям временные нормы подлежат корректировке раз в 12 месяцев.

Для различных видов коммерческой деятельности применяют отдельные коэффициенты для расчета нормативных значений. По таким нормам в настоящее время работают магазины, киоски, лотки, предприниматели, предоставляющие различные виды услуг, включая транспортные. Во временные нормы накопления ТБО не включают габаритный мусор.

Нормы ТБО по правилам СанПиН

Нормативами СанПиН предусмотрены следующие правила сбора коммунальных отходов:

  1. Условия сбора твердых отходов должны быть организованы таким образом, чтобы они не успевали разлагаться. Сроки хранения ТБО в зимние месяцы при температуре ниже -5 °C должны быть менее 3-х суток, а летом — не более чем 1 сутки. Периодичность вывоза бытовых отходов устанавливают административные органы населенных пунктов.
  2. Для сбора и хранения ТБО используются контейнеры установленных видов.
  3. Контейнеры для сбора ТБО должны располагаться не ближе чем в 20 метрах от жилых объектов.
  4. Мойка мусорных баков производится не реже раза в 10 суток.
  5. Категорически запрещается проводить забор отходов из контейнеров для их использования в качестве вторсырья.
  6. Строительные нормы предусматривают оборудование мусоропроводов для МКД высотой более 4-х этажей.
  7. Мусороприемники и мусоропроводы для сбора твердых отходов должны быть оборудованы в соответствии со строительными нормативами класса 8-72.
  8. Компании, обслуживающие МКД, должны осуществлять сбор и удаление ТБО не менее 1 раза в неделю.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Перечисленные здесь правила являются обязательными. При выявлении нарушений к ответственным лицам могут применяться административные штрафы.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector