Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)


Налогообложение ИП такси - советы адвокатов и юристов

Налогообложение ИП такси — советы адвокатов и юристов

Немного истории, или почему все так сложилось?

Крупным IT-компаниям, которыми являются все такси-агрегаторы (Яндекс.Такси, Uber, Gett) не нужны водители в штате, ведь они же не таксомоторные организации. В то же время им необходимо своевременно и гарантированно получать вознаграждение от водителей за предоставленные заказы. Но как с сотен тысяч водителей бесперебойно собирать достаточно мелкие в каждом случае суммы денег?

Для гарантированного получения вознаграждения применено самое надежное средство – не собирать деньги, а замкнуть весь денежный поток на себя (на агрегатора), самому получать деньги от пассажиров, а далее распределять их водителям по принципу «разделяй и властвуй». Именно поэтому деньги идут по схеме: Пассажир – агрегатор – водитель. Агрегатор удерживает свое вознаграждение, а остальное – выплачивает водителю.

— агрегатору необходимо, чтобы получатель денег (в идеале – водитель) был юр.лицом или индивидуальным предпринимателем. В противном случае, если водитель будет просто физическим лицом, у агрегатора возникнут налоговые обязательства, которые ему совершенно ни к чему.

— водители такси достаточно редко имеют статус ИП, не говоря уже о собственном ООО. Содержание этих правовых форм требует усилий и затрат, а зачем это водителю?

Как совместить эти два несовместимых требования? Правильно! Совмещать несовместимое готовы партнеры Uber! Или другого агрегатора. Именно на партнеров возложены обязанности оказания услуг по перевозке пассажиров, найма водителей и уплаты соответствующих налогов по этому виду деятельности. Согласно договора (например, Uber и партнера) партнер занимается оказанием услуг по перевозке пассажиров, обязан иметь соответствующие разрешения от властей, сам оформляет свои отношения с водителями и т.д.

Таким образом, сложились условия для появления доходного бизнеса партнеров: с одной стороны, им надо быть контрагентом агрегатора и получать от него суммы, освобождая агрегатора от избыточного налогообложения. А с другой стороны – предоставить водителям удобную схему работы с агрегатором, не обременяя водителей затруднительными действиями вроде регистрации ИП и последующей самостоятельной уплаты налогов. За эту услугу партнеры получают с водителей комиссию, в момент написания статьи это в среднем 5%.

Цепочка движения денег стала такой: Пассажир – Агрегатор – Партнер — Водитель

О размере процента комиссии скажем отдельно: ранее, года два-три назад ставка комиссионнго вознаграждения Партнера была выше, и доходила местами до 10-15%. При такой комиссии партнер мог честно оплатить налог УСН 6% и еще минимум 4% оставалось ему самому. Но конкуренция среди партнеров за водителей постепенно сбила размер комиссии 5%. Ставка комиссии Партнера стала ниже, чем ставка налога на доход при УСН «Доходы», где, как известно, ставка 6%. К чему это приводит?

В целом, вердикт такой – с комиссией 5% бизнес партнера убыточен. Но было найдено волшебное средство. Чтобы вместо убытка снова была прибыль – надо срезать «косты». Главным расходом является налог, именно его многие и срезают волевым решением предпринимателя. Налог декларируется в меньшей сумме, чем положено законом, и на этом проблема налога и вывода бизнеса в прибыль «вроде бы» решена. Бизнес партнера снова приносит деньги.

«Вроде бы» говорим именно мы, бухгалтеры. Мы убеждены, что таким образом убыток никуда не девается, а партнер всего лишь берет в долг у государства, не доплачивая в бюджет налог. В результате все 5% комиссии – это не прибыль, это деньги, взятые у государства взаймы. А о долге кредитор (в лице ИФНС) может и вспомнить, и в течение последующих трех лет в любой момент потребовать вернуть этот долг, причем с процентами и штрафами.

Предлагаем ознакомиться:  В какой суд подавать иск о возврате долга

Нужно ли ККТ таксистам?

Конечно, можно! Только нужно вовремя и в полном объеме декларировать и платить законно установленные налоги. Например, у нас есть клиенты, которые платят налог со всей суммы дохода, которая поступает к ним на счет, не имеют наемных водителей. И у них все законно.

Для партнеров, кто является лишь посредником между агрегатором и водителями есть выбор разных вариантов от законного (и дорогого по налогам) до выгодного (принять решение совсем налоги не платить, о законности умолчим).

Наиболее выгодно и при этом законно работать с агрегатором можно тем партнерам, кто одновременно является и водителем и партнером, при этом не имеет других водителей. Т.е. в схеме, где «партнер = водитель». Партнер действительно и фактически оказывает услуги по перевозке пассажиров, как и предусмотрено договором с Убер. Также отпадает необходимость платить зарплату водителям, т.к. их нет и соответственно нет зарплатных налогов.

Или, с другой стороны, водителям надо регистрировать свои ИП и самим становиться партнерами агрегаторов.

В данный этап входит оформление лицензии. Для этого ИП обращается в специальный регистрирующий орган. Чтобы определить какой орган занимается выдачей лицензии в определенном регионе, необходимо обратиться в администрацию своего города.

В 2017 году стоимость госпошлины для получения лицензии в каждой области различается и устанавливается на местном уровне. В больших городах стоимость выше, чем в небольших регионах. Срок действия данного документа общий и составляет 5 лет. Возможность оформить лицензию на меньший срок отсутствует.

Чтобы получить лицензию необходимо предоставить пакет документов:

  1. Удостоверение регистрации автотранспортного средства;
  2.  Свидетельство регистрации индивидуального предпринимателя (ИП);
  3. Свидетельство ИНН;
  4.  Выписка с налоговой инспекции (ЕГРИП);
  5.  Водительское удостоверение с водительским стажем, не менее трех лет;
  6.  Технический осмотр транспортного средства;
  7.  Заявление установленной формы, для получения лицензии.

Срок рассмотрения составляет 30 календарных дней с момента подачи заявления.

Существуют обязательные требования к ТС:

  • наличие цветографических «шашечек» на бортах,
  • опознавательный фонарь «Такси» на крыше транспортного средства,
  • таксометр в машине.

После получения лицензии предприниматели, должны проводить следующие проверки:

  •  периодический технический осмотр;
  •  перед началом рабочего дня, обязателен ежедневный контроль технического состояния ТС;
  •  медицинский осмотр водителей такси с целью их допуска к управлению транспортного средства.

Индивидуальные предприниматели, которые занимаются предоставлением услуг такси, имеют возможность не использовать в бизнесе контрольно-кассовую технику. При этом оформление документов после предоставлении услуги клиенту необходимо. Водитель обязан выдать документ подтверждающий оплату о полученной услуге. Так как для таксистов не существует установленной формы то таким документом являться бланк строгой отчетности.

Бланк отчетности для владельца фирмы Такси

Обязательные реквизиты, которые должны быть в документе:

  •  наименование, номер документа на оплату предоставленных услуг такси;
  •  наименование клиента;
  •  дата оформления документа;
  •  цена;
  •  ФИО доверенного лица от ИП.

Печать ставится таксометром, прибором, позволяющий производить расчеты водителя и может выдать чек.

А как расчеты с водителями – физ.лицами?

Налогообложение ИП такси - советы адвокатов и юристов

Как же выживают партнеры с такой низкой комиссией 5%? Как уже разобрали выше – за счет недоплаты налога. Но может быть можно чем-то прикрыться, обосновать свою правоту? Да, средство снова было найдено! Это агентский договор с водителем. По такому договору партнер выступает только лишь агентом водителя, и удерживает с водителя 5%.

По нашему мнению – прикрытие это дырявое и ненадежное. Годится разве что для некомпетентного или ленивого налогового инспектора, которому попросту не хочется ничего взыскивать с партнера, хотя «добыча» инспектора лежит на поверхности.

Во-первых, появляется противоречие в документальном оформлении такой схемы работы партнеров. По договору с агрегатором, партнер оказывает услуги по перевозке пассажиров. А согласно договорам с водителями – партнер этих услуг не оказывает, все перекладывается на водителя. При этом водитель не зарегистрирован в качестве ИП и вообще не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью (он же не предпринииматель!).

Предлагаем ознакомиться:  Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов

Во-вторых, если уж идти до конца, то почему же агрегатор сам не заключает с водителями (не ИП) такие агентские договоры? Зачем ему лишняя прослойка в виде партнера? Правильный ответ – потому что такие договоры создают налоговые риски для той стороны, которая платит физ.лицу. Выплаты физ.лицам должны облагаться налогом (НДФЛ 13%), надо исполнять обязанности налогового агента: платить налоги, сдавать отчетность и т.д. Зачем это агрегатору? Ну а партнеры, что делать, соглашаются.

А это как раз та самая роль, от которой постарались отстраниться агрегаторы. Этим должны заниматься партнеры. Если делать по закону, то партнер должен заключать с водителями трудовые договоры, т.е. принять их на работу и выплачивать водителям зарплату. Необходимо удерживать с водителей НДФЛ, а также уплачивать за них страховые взносы в размере 30%.

Выплаты партнера водителям без оформления договорных отношений незаконны, и риск как раз в том, что при проверке такие платежи могут быть признаны выплатой зарплаты водителям с доначислением всех налогов, пеней и штрафов.

Если бы можно было не платить зарплатных налогов и при этом делать платежи напрямую «Агрегатор – Водитель», и это было бы законно – то зачем агрегатору нужны партнеры?

Какой тип налогообложения можно выбрать?

Индивидуальный предприниматель может сам определить для себя систему налогообложения. В 2017 году для предпринимателей такси, существует несколько видов налогообложения:

  •  Основная система налогообложения (ОСНО), где плательщик должен вносить в бюджет 13 % НДФЛ. Кроме того налог на добавленную стоимость 18%.И налог на имущество физических лиц 2%. Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку.
  •  Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Сумма налога на ИП будет определена исходя из посадочных мест автотранспорта, которые эксплуатируется для перевозки пассажиров.
  • Патентная система налогообложения (ПСН). Данная система работает за счет купленного патента. В городах, где нет возможности работать в рамках налоговой системы ЕНВД, данный вариант может стать альтернативным. Налог рассчитывается исходя из количества транспортных средств.
  •  Упрощенная система налогообложения (УСН). Есть два типа налога: УСН «Доходы» и УСН «Доходы минус расходы». УСН «Доходы» — 6% от всех доходов предпринимателя. УСН «Доходы минус расходы» составляет 15%.

Индивидуальный предприниматель, который принял решение в 2017 году начать бизнес в сфере такси, должен определить систему налогообложения. Важно, не только, рассчитать налог, который нужно будет оплачивать в бюджет из своего дохода, но и знать когда и какие документы, необходимо предоставлять в налоговые органы.

Общая система налогообложения для предпринимателя является одной из самых сложных типов. Как правило, собственники бизнеса прибегают к помощи бухгалтеров т.к. расход и приход нужно подтверждать определенным образом. Сделать это самостоятельно практически невозможно. Соответственно бухгалтер будет необходим как дополнительная единица штата, с дополнительным расходом на зарплату.

Как оформить ИП на такси: пошаговая инструкция включая налогообложение

Единый налог на вмененный доход используется многими предпринимателями занимающихся перевозками пассажиров на такси.

Но существуют ограничения по этому типу оплаты налогов:

  1. В некоторых городах деятельность такси не имеют тип налогообложения ЕНВД;
  2. . В случае применения налогообложения ЕНВД необходимо учитывать, что перевозить пассажиров на такси возможно, при наличии не более 20 автотранспортных средств.
    ЕНВД рассчитывается согласно Налоговому кодексу РФ, ст. 346.27.
[info_border pre_border_color=»red» width=»100%» text_align=»left» hex_border_color=»» hex_text_color=»»]Чтобы определить сумму налогообложения, применяется следующая формула:Базовая доходность (вмененный доход) на количество посадочных мест в таксиКоэффициент-дефлятор 15% корректирующий коэффициент[/info_border]

Налогообложение ИП такси - советы адвокатов и юристов

Определения:

  • Базовая доходность для автотранспортных услуг равна 6000 рублей,
  • Посадочное место в такси – это места, предназначенные для сидения пассажиров. Определяется количество мест техническим паспортом производителя, или специальными госорганами технического надзора. У такси определено 4 посадочных места.
  • Коэффициент – дефлятор установлен в 2017 году и равен 2,083 исходя из темпа инфляции.
  • Корректирующий коэффициент на 2017 год имеет интервал от 0,005 до 1. Устанавливается в регионе регистрации предпринимателя.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, которые работают в сфере бизнеса такси, должны оплачивать налог от нескольких рублей в месяц, если корректирующий коэффициент на самом низком уровне.

Налогообложение по системе ЕНВД имеет свои минусы:

  •  необходимость сдавать отчетность один раз в квартал;
  •  оформление финансовой документации требует внимательности. При активной работе предпринимателя в роли не только, руководителя, но и водителя одновременно, может вызвать ряд трудностей.
  •  Единая система налогообложения действует до 2018 года.

Предприниматель, который нанимает водителей, как правило, предпочитает данный тип налогообложения.

Предлагаем ознакомиться:  В какие сроки нужно подать бодьничный отст на работу

Патентная система налогообложения имеет свои положительные стороны. Налог можно оплачивать в зависимости от количества автотранспорта, задействованного в бизнесе. Тип данного налога определяется путем расчета на возможную прибыль на каждую автомашину. Также индивидуальный предприниматель не может использовать в своем бизнесе такси, более 15 сотрудников по найму.

Самым оптимальным типом налогообложения для бизнеса такси является упрощенная система.Преимущества упрощенной системы налогообложения:

  •  Предприниматель сам, определяет, по какому типу производить оплату налогов: УСН «Доходы» 6% или УСН «Доходы минус расходы» 15%;
  •  Данный тип налогообложения довольно прост и не требует больших усилий в заполнении бухгалтерской отчетности;
  •  применим для всех индивидуальных предпринимателей.

Чтобы выбрать тип налогообложения необходимо досконально учесть все плюсы и минусы каждого из предложенных типов налогообложения. При появлении вопросов, лучше обратиться за консультацией к налоговикам.

УСН 6% или 15%?

Если уж Вы решили стать партнером в бизнесе такси, то из двух зол обычно лучше выбрать меньшее – конечно 6%. Нам могут возразить: но ведь выплаты водителям можно посчитать расходами, и тогда лучше законно отдать с разницы в 5% налог в размере 15% и спать спокойно.

Если так сделать, то в таком случае выплаты водителям необходимо осуществлять именно как зарплату с уплатой всех зарплатных налогов. А если водителей не нанимать? То какой расход тогда показывать? Получится, что со всей суммы дохода надо отдать 15%. Но тогда уж лучше только 6%. Впрочем, бывают варианты, когда и 15% УСН система годится, но это если у Вас есть что показывать в виде расхода: бензин, аренду автомобиля, ремонт и т.д.

Есть ли другие налоговые системы?

Да, например, патентная система налогообложения. Здесь сумма уплачиваемого налога фиксированная и зависит только от количества используемых автомобилей. Размер дохода никак не влияет на сумму уплачиваемого налога. Соответственно, при достаточно высоком доходе патент может быть выгоднее, чем УСН 6% и наоборот. В каждом регионе свои ставки по патентной системе.

В некоторых регионах услуги такси попадают под систему налогообложения в виде ЕНВД. Здесь сумма налога зависит от количества посадочных мест в автомобилях, используемых для перевозки пассажиров. Размер полученного дохода не влияет на сумму уплаченного налога. ЕНВД может быть выгоднее, чем патент, так как при ЕНВД, в отличии от патентной системы, сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов, которые уплачивает предприниматель. В каждом регионе налог рассчитывается исходя из установленных в данном регионе базовой доходности и соответствующих коэффициентов.

Есть ли трудности со стороны взаимодействия с банками?

Если бизнес-схема деятельности партнера предполагает регулярное получение крупных сумм наличными со своего расчетного счета или же регулярное перечисление на счета физических лиц без уплаты каких-либо «зарплатных» налогов, то есть высокий риск того, что банк заинтересуется проводимыми операциями, мотивировав свои действия противоотмывочным законом 115-ФЗ.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector