Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)


Николай Каланов, Афоризмы русских военных моряков – читать онлайн полностью – ЛитРес

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Лазарев Алексей Петрович1793–1851

Адмирала от красного флага (1721). Последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). Основатель и организатор отечественного военно-морского флота.

Больше побеждает разум и искусство, нежели множество.

Бояться несчастья – не видать и счастья.

Бояться пульки, не идти в солдаты, или кому деньги дороже чести, тот оставит службу.

Были бы корабли, а флот сам отыщет себе гавань.

Был бы флот, а гавани найдутся.

Была Россия в древние времена довольно мужественна и храбра, но не довольно вооружена, ниже правильно расположена. И как политическая пословица сказует о государствах, морского флота не имущих, что не токмо одну руку имеют, а имеющие и флот – обе, так и наша Россия одну только руку имела тогда.

Во всех… случаях иметь добрый распорядок и заранее пушкарям о всем внушать и стрелять как возможно скоро, однако ж с доброго прицельного, дабы действительны были выстрелы, а не один гром.

В уставах порядки писаны, а время и случаев нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены.

Военное дело – первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего отечества.

Воинским делом мы от тьмы к свету вышли.

Воистину (богу изволю) (речь идет о наказании непокорного сына), ибо мое отечество и люди живота моего не жалел и не жалею, то как могу тебя непотребного пожалеть? Лучше будь чужой добрый, нежели свой непотребный.

Врачую тело свое водами, а подданных – примерами; и в том и в другой исцеление вижу медленное; все решит время; на Бога полагаю надежду.

Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели под страхом лишения живота.

Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги… Кто к знамени присягал единожды, тот у оного и до смерти стоять должен. Ежели уйдет и по том пойман будет, то оный петлю заслужит и живот потеряет.

Все наши дела испровергнутся, ежели флот истратится. (По поводу несчастья с двумя кораблями в Ревеле.) Из письма Петра I к Меньшикову от 21 декабря 1916 г.

Все трудами приобретается и Америка не без трудов сыскана чрез толь далекий путь около мыса Доброй Надежды. (Ответ Петра I вице-адмиралу Ф.И.Соймонову о походе на Каспий в 1720 г.)

Всех офицеров без воинского суда не арестовывать, кроме изменных дел; а за малыя вины наказывать штрафами, что уставу закона морскаго; також никуда в неудобные места не отсылать под видом службы, но ежель кто негоден в службе (кроме какого злаго дела), о том писать до адмирала о тех не годных отпуска, ибо вышеозначенными аттестатами без суда вяще отогнаны могут иностранные офицеры быть, нежели прилащены; суда же никому противиться невозможно. (Указ государя Крюйсу 1706 г.)

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Всуе законы писать, если их не исполняют.

Всякий начальный человек и солдат должен и обязан товарища своего от неприятеля выручать, пушку и знамя свое елико возможно оборонять, коли ему люба жизнь и честь его.

Всякий потентат, который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.

Всякий человек, когда ни спросят, должен знать свою должность и место. «Морской устав»

Вы в заблуждении, если думаете, что я стремлюсь к завоеванию новых земель. У меня их слишком много. Мне надобно (только) побольше воды.

Гоняйтесь за дикими зверями, сколько вам угодно; эта забава не для меня. Я должен вне государства гоняться за Отважным неприятелем, а в государстве моем укрощать диких и упорных подданных.

Грудь солдата – защита и крепости отечества.

Дело являет, каков был труд. (Надпись» перед петровским доком в Кронштадте, приписываемая Петру I.)

Деньги суть артерия войны.

Держать под кровлею судно, дабы не мокло оно и не драло его солнцем, ибо суда даны дабы их употребляли как на сухом пути кареты и коляски, а не навозные телег. (Инструкция «Невскому флоту» – первому в мире яхт-клубу (1718 г.).

За каждый квадратный фут моря я всегда готов отдать квадратную милю.

Земля, наша обитаемая, есть закрытая книга; путешествие развертывает в оной листы; и сии листы суть государства, в коих внимательному оку представляются люди и народы, как буквы, слоги и строки.

Знаю я, что я также погрешаю и часто бываю вспыльчив и тороплив (говорил Петр); но я никак за то не стану сердиться, когда находящиеся около меня будут мне напоминать о таковых часах, показывать мне мою торопливость и меня от оной удерживать.

Знаю я, что меня называют жестоким и мучителем, однако, счастью, те только чужестранцы, кои ничего не знают об обстоятельствах, в коих я сначала многие годы находился, и сколько многие из моих подданных препятствовали мне ужаснейшим образом в наилучших моих намерениях для отечества, и принудили меня поступить с ними со всякого строгостью, но не жестоко и менее еще мучительски.

Из меня познайте, какое бедное животное человек. (Сказано во время его болезни.)

Имейте в сражении перед очами вашими правду.

Искание генерального бою зело суть опасно, ибо в один час может все дело опровержено быть (как учинилось под Пинчевым 1702 г.)

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Какой тот великий герой, который воюет ради собственной только славы, а не для обороны отечества, желая быть обладателем вселенныя!

Капитан имеет почтен быть на своем корабле, яко губернатор или комендант крепости, и должен пещися, чтобы на корабле, который ему поручен будет в команду, правильно и порядочно поступать, чего ради вверяется его искусству и верности повелевать своими офицерами и прочими того корабля служителями во всех должностях для управления корабельного как в ходу, так и во время баталий и штормов.

Когда Государь повинуется закону, то да не дерзнет никто противиться оному.

Когда человек залез в воду выше горла, ему естественно заботиться только о том, как бы спасти жизнь, забывая все остальное. (По поводу его занятости военным и дипломатическими делами.)

Коль несчастье бояться, то и счастье не видать (счастью не бывать).

Кому деньги дороже чести, тот оставь службу. (Письмо адмиралу К.И.Крюйсу.)

Кто к знамени присягал единожды, тот у оного и до смерти стоять должен.

Лучше винного и бессовестного законом помиловать, нежели многим не винным оным отяготить.

Матросы отродье хамское, но дело свое разумеют. А посему! Жалование платить, в кабаки пускать, девкам любить. Пособие из сукна выдавать. Будучи за границей на берег не спущать, Ибо он умного слова не скажет и драку учинит. Коков и боцманов держать на шкентеле, дабы они не позорили флот Российский. Каждый матрос, увидев дыру, обязан закрыть ее. Баб и всякую такую утварь на корабль не пущать, а ежели пущать, то По одной на брата дабы не было сумятицы. (Изречение приписываемое Петра I).

Читайте нас в twitter

Могу ли я приказать кому-либо идти вперед, если сам не буду впереди всех?

Мореходец, службою живущий, глядит в Устав на сон грядущий. И поутру, от сна восстав, опять читает свой Устав. (Один из вариантов знаменитого Петровского наказа русскому воинству).

На кораблях никаких карт, кроме морских, не иметь (не должно быть).

Надеясь на мир, не надлежит ослабевать в военном деле…

Надлежит законы и указы писать ясно, чтоб их не перетолковать. Правды в людях мало, а коварства много. Под них такие же подкопы чинят, как и под фортецию

…Надлежит к подчиненным быть яка отцу, пещися о их довольстве, жалобы их слушать и в оных правый суд иметь; также дела их крепко смотреть, добрые похвалять и награждать, а злые наказывать.

Не добро есть брать серебро, а дела делать свинцовые. (Письмо вице-адмиралу К.И. Крюйсу по поводу беспорядка на флоте).

Неопасение человеку везде вредит.

Непобедимые господа шведы хребет свой показали.

Непрестанно тому обучать, как в бою поступать.

О штурмане из Петровского морского устава: «А ежели капитан прикажет штурману в такия места идти, где он подлинно Еедает, что от мелей или каменьев есть опасности, то он повинен в том капитану заранее объявить и смело об этом говорить. А ежели за время того не объявит, и корабль от этого бедства терпеть будет или пропадет, то не будет оборонять его указ капитанский, но повинен тому, как выше описано (штраф смертной или ссылку на каторгу).

Объявляем вам, коим образом всемогущий господь бог Россию прославить изволил, ибо по многодарованным победам на земле, ныне на море венчати благоволил… и так сею, мню, николи у нас бывшею викториею вас поздравляем. (Из письма Петра 1 Меньшикову по поводу победы русского флота над шведским в сражении при мысе Гангут 27 июля 1714 г.).

Оградя отечество безопасностью от неприятеля, надлежит стараться находить славу государеву через искусства и науки.

Одна сажень морского побережья стоит квадратной мили земли вдали от моря.

Победу решит военное искусство, храбрость полководцев и неустрашимость солдата.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Понеже корень всему злу есть сребролюбие, того для всяк командующий должен блюсти себя от лихоимства, и не токмо блюсти, но и других от оного жестоко унимать и довольствовать определенным; ибо многие интересы Государственные через сие зло потерены бывают, и такой командир, который лакомство великое имеет, немного лучше изменника почтен быти может;

Потерянное оружие возвращается, но нарушение данного слова невозвратимо.

При пользовании уставами не держаться их «яка слепой стены, ибо там порядки писаны, а времян и случаев нет.

Рассуждать, применяя устав, а не держаться его, яко слепой стены, ибо там порядки писаны, а времен и случаев нет.

России нужна вода.

Учение доброе и основательное есть всякой пользы корень, семя и основание.

Флот сам сыщет себе гавань.

Храброе сердце и исправное оружие – лучшая защита государства

Чем больше опасности – тем более славы.

Чем ближе к пушкам противника, тем меньше от них вреда..

Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.

Адмирал (1843). Участник Русско-шведской 1808–1809 и Отечественной войны 1812. Наваринского морского сражения 1827. Первооткрыватель Антарктиды и 29 островов. Командующий Черноморским флотом с 1833 года.

Ушаков Фёдор Фёдорович1745–1817

Генерал-кригскомиссар (1739). Навигатор, первый русский гидрограф. Один из организаторов плаваний в Тихом океане. Исследователь и в дальнейшем генерал-губернатор Сибири (1757–1763).

А как вашему величеству известно, сибирские восточные места и особливо Камчатка от всех тех мест и филиппинских и нипонских островов до самой Америки по западному берегу не в дальнем расстоянии найтиться можно. И потому много б способнее и безубыточнее российским мореплавателям до тех мест доходить возможно было против того, сколько ныне европейцы почти целые полкруга обходить принуждены.

Взирая на худые проступки начальника своего, редкий подчиненный (разве кто добросовестный) воздержится, а плуты и хищники охотно все по его фарватеру следовать станут и такие же мины или тому подобные для своих интересов вымышлять и подводить начнут, как бы что казенное украсть или через казенную утрату прибыток новый себе получить понеже обыкновенно то чинится, по древнему присловию, за что игумен, за то и братия.

…Кажется весьма прилично офицеру, зная всякую работу, приказывать и указывать, нежели, не зная, что делать, одним смотрителем быть…Что я нечто из низкой должности, то есть о работах матросских, к знанию морскому человеку между прочего сообщил, то учинил я потому, что вышние корабельные офицеры от знания того отречься не могут.

Флот уже погиб от засилья бумажек разных. Ни кораблей, ни людей, ни дел геройских не видать – одни бумаги над мачтами порхают!.. Странное дело приключилось: канцелярия на флот на абордаж поперлась, и флот она победила. (Из доклада адмирала Соймонова Ф.И. Остерману в 1738 году).

Адмирал (1799). Участник русско-турецкой войны (1768–1774). Участник русско-турецкая война 1787–1791. Командующий Черноморским флотом (1790–1792). Командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море (1798–1800). В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей благости ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Предлагаем ознакомиться:  Фиктивное трудоустройство для алиментов

Близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу есть лучшая тактика.

В продолжение сражения все командующие судов и разные чины флота Черноморского с крайним рвением и отличной храбростью выполняли долг свой, а паче начальники кораблей, в бою бывших, отличили себя отменной храбростью и искусством в управлении со всяким порядком вверенных им судов. (Из рапорта Ф. Ушакова Г. Потемкину о сражении в Керченском проливе от 10 июля 1790 г.).

В случаю бою, должен капитан или командующий кораблем не только сам мужественно против неприятеля биться, но и людей тому судами… Многие суда неприятельские загнаны на берег, затоплены, а некоторые сожжены, бегущего неприятеля люди во множестве побиты и потоплены… (Из донесения о сражении с турецким флотом при мысе Калиакрия 31 июля 1791 г.)

В собственным деньгам должно быть щедрым, в казенным – скупым.

Врагов не считают, их бьют.

Всем моим состоянием предан службе и ни о чем более не думаю, как об одной пользе государственной.

Всякий да спешит исполнить ему должное.

Господа командующие благоволят в командах своих приказать, чтобы на дворах и около казарм, где живут служители, имели и содержали всю наивозможную чистоту: на дворах и близко жилья нигде отнюдь ничего не лить, дабы никакой мокроты и вредного воздуха от того не было… Замечено мною, что в некоторых дворах служители в посудах моют белье – и воду выливают на дворах, сие запретить непременно… (Из приказа Ф.Ф.Ушакова о поддержании чистоты во дворах и около казарм 17 марта 1792 г.).

Для военных целей хорошая окраска наружного борта вредна, ибо при хорошей окраске очерчиваются линии судна, что выгодно неприятелю для измерения расстояний, для распознания типа и имени судна, своих нападений и вообще для видимости. (Об осторожности Ушакова при плавании в мае 1970 г. у анамийского побережья.).

Душою и всем моим состоянием предан службе…

Если какие неприятельские суда побегут из Дуная, извольте оных ловить и брать в плен, а в случае невозможности – бить, жечь, топить… (Из действий эскадры Ушакова в устье Дуная в октябре 1790 г.)

Имейте наипрележнейшее смотрение за войсками вам вверенными в исправлении их должности о соблюдении воинской дисциплины и наилучшего порядка, о сохранении служителей в здоровье.

Искусству и храбрости всего флота Севастопольского… приношу признательнейшую мою благодарность и при том несомненно надеюсь, что в последующее ныне время не оставят все служащие при Севастопольском флоте удостоверительно доказать искусство и храбрость свойственные Российскому флоту. (Из приказа Ф.Ушакова с объявлением благодарности Г. Потемкина флоту от 22 июня 1790 г.).

Краса исполнения эволюции и приятный вид есть в том, когда весь флот в различном движении, и с тем видом, что всякий спешит исполнить ему должное в полном виде, как надлежит.

Матрос должен иметь четыре рубашки: одну – на тело, другую – в дело, третью – мыть, четвертую – про запас хранить.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Матросы должны быть напрактикованы во всякой расторопности, сколько возможно исправно.

Моряк должен быть прежде всего воином, одинаково способным сражаться и на море и на суше.

…Не имею права облегчить положение моряков и тягот и невзгод морской службы.

…Нет надобности на всякие случаи делать подробные объяснения, господа командующие сами собой обозревать могут, что кому делать и исполнять должно.

По вступлении моем в командование флотом для сбережения служителей казарм и госпиталей, кроме ветхих нескольких только малых строений (на низких и нездоровых местах), почти совсем не было. Корабельные команды чрез неусыпные старания и труды имеют ныне на лучших возвышенных местах при открытом воздухе казармы с лучшим расположением… Госпитали на открытом месте и чистом воздухе вновь ныне построены… Чрез это служители с довольным успехом сбережены… (О заботе о подчиненных. Из записки от 10 мая 1792 г.)

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Приказание должен исполнять: «…разом, словом сказать мгновенно, а не промедлительно».

Смерть предпочитаю я бесчестному служению.

Усматриваю я, что некоторые корабли и фрегаты по учиненным сигналам эволюции и военным обстоятельствам в построении ордеров отменная скорость, посему в подтверждение приписываю чинить следующие исполнения. (Из приказа контр-адмирала Ушакова по эскадре, 8 июня 1790 г.)

Чинить исполнение со всякой осторожной осмотрительность и с добрым порядком; но оказавшимся случаям и обстоятельствам поступать с храбрость.

Чтобы наблюдаема была наистрожайшая дисциплина, и чтобы команды оказывали совершенное повиновение начальникам своим.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Я всегда больше желаю быть на море, чем в гавани.

Я надеюсь, что господа командующие всякое употребят старание по своей команде служителей сберегать. Особые честь и благодарность моя засвидетельствованы будут тем, которые в сохранении людей больше успехов иметь будут.

Я сам удивляюсь проворству и храбрости моих людей, они стреляли в неприятельские корабли нечасто и с такою сноровкою, казалось, что каждый учится стрелять по цели, сноравливая, чтоб не потерять свой выстрел. (Из письма Ф.Ф. Ушакова Г.А. Потемкину о сражении у о. Фидониси от 11 июля 1788 г.).

В морских делах не следует жертвовать удобствами, даже малейшими, для красы.

Друзья, вселенная красна; но, если мы рассудим строго, найдем, что мало в ней вина, зато уж слишком много!

Есть мореходы, которые по необыкновенному ли вкусу или по желанию отличиться чем-нибудь необыкновенным ставят морскую жизнь несравненно выше береговой во всех отношениях, которые оставив корабль свой, страдают береговой болезнью. Я довольно ходил по морю, чтобы иметь право, вопреки этим моим собратьям, сказать, что всегдашняя монотонность корабельной жизни ужасна, наконец, надоедает…

…Каждый пеленг приносит пользу науке. Всякий раз помаленьку и накопится верная масса сведений.

Мореходы часто, говорят весьма различно о странах, ими посещаемых. Одну и ту же землю один описывает плодоносной, другой бесплодной, один богатой, другой бедной, это зависит как от обстоятельств, в коих мореходы пристают к какой-либо земле… как и от того, что мореходы их из страны в страну, климата в климат бывают чрезвычайно быстры…

Морская служба не позволяет ни на мгновение забыть о своем долге – иначе немедленно следует возмездие.

Проводя всю жизнь как бы под опекой, матрос и в старости остается похожим на ребенка, сохраняя все легкомыслие, всю беззаботность этого (детского) возраста, думая о завтрашнем дне, привязываясь как к родному отцу, к своему капитану и полностью доверяя ему, если тот по-отечески заботится о его нуждах.

Работа годографа есть вообще работа неблагодарная. Взглянув на лист бумаги, покрытый извилистыми чертами, изображающими берега, испещренный точками, которые представляют мели и каменья, всякий ли догадается, что нанесение так или иначе этих черт и крестиков стоило сочинителю нескольких недель, может быть месяцев, самых утомительных изысканий и соображений.

Русский матрос – клад, чудо. Надо только с ним обходиться по-человечески и обязательно учить.

Сличение многих противоположных показаний как между собой, так и с обстоятельствами, под влиянием которых были они записаны, необходимо, чтобы обосновать мысли и получить понятие, сколько-нибудь справедливое, о странах и народах отдаленных.

Уже один вид земли оказывает поистине магическое действие на моряка, а возможность ступить на нее после долгого плавания превосходит в его глазах все удовольствия в мире.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Человек – не земноводное существо… Есть моряки, уверяющие, что они чувствуют себя хорошо только на борту (своего) корабля утверждающие, что никакая кровать не может сравниться с подвеской корабельной койкой, что лучше в мире повара – это морские коки, что только морской воздух годен для дыхания, и что они страдают на земле от «земной болезни», как многие другие люди мучаются в море от морской… Я не верю этим морякам, ибо все эти чувства противоестественны.

Спиридов Григорий Андреевич1713–1790

Полный адмирал (1769). Участник Русско-турецкой войны (1735–1739), Семилетней войны (1756–1763), Русско-турецкой войны (1768–1774). Прославился разгромом турецкого флота в ходе Чесменского сражения.

Победа на военном судне происходит от пушек, мушкетов, ружей и прочего огневого снаряда – знающими людьми.

Памятовать надлежит, что сила и знатность флота не в одном великом числе кораблей, матросов и корабельных пушек состоит, но что, во-первых, и главнейшие потребны к тому искуснее флагманы и офицеры… основываемый вами план никогда во исполнение приведен быть не может, если недруг станет также искусным и ревностных исполнителей…

…Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо – пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем Архипелаге Господствующими. (Из письма командующего Средиземноморской эскадры адмирала Спиридова Г.А. в Адмиралтейств-коллегию по поводу победы при Чесме 24–26 июня 1770 г.).

Шишков Александр Семёнович1754–1841

Адмирал (1823). Участник Средиземноморского похода (1776–1779), русско-шведской войны (1788–1790); Президент Академии русского языка и словесности (1813–1841); член Государственного Совета Российской империи; министр народного просвещения и главноуправляющий делами иностранных исповеданий (1824–1828). Историк, публицист.

Все науки совокупно тщаться подавать свои пособия, и можно их уподобить источникам или ключам, кои все воедино сливаяся производят великую реку, называемую искусством мореплавания.

Грубая правда сильнее действует над умами и сообразнее с благодушием человеческим, нежели мягкая лесть или учтивая ложь, вверяющая всегда подозрение скрывающейся в них слабость или обман.

Мореплаватель должен и небесное созерцать строение, и глубину морскую исповедать, и берега океана измерять, и свойство жидким тел исследовать, и кораблем на море управлять и сражаться с неприятелем, и канаты спускать, и якори ковать, и с «парусником шить, и с. плотником работать.

Надлежит, чтобы корабль сей движущийся дом…не токмо вмещал в себе необъятное количество тяжеловесным вещей, но чтоб при всей своей огромности был купно и скор в ходу, и лёгок на валах, и поворотлив в движениях, и красив собою, и покоен для житья, и грозен в бранях.

Народ приобретает всеобщее к себе уважение, когда оружием и мужеством хранит свои пределы, когда мудрыми поучениями и законами соблюдает доброту нравов, когда любовь ко всему отечественному составляет в нем народную гордость.

Наука языка должна быть первейшею, достойной человека. Ибо без нее не может он знать источника, из которого текут его мысли.

Природный язык есть душа народа, зеркало нравов, верный показатель просвещения. где нет в сердцах веры, там нет в языке благочестия.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Ум, не утвержденный в корне языка своего, подобен древу посаженному без корня в землю.

Человек без веры есть корабль без компаса. Страсть кидает его, как буря; и даже когда буря пройдет, он не может войти в пристанище: останется погибать.

Язык наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомысленен. Надлежит только познать цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его другие языки, но он их просвещать может. Сей древний, первородный язык остается всегда воспитателем, наставником того скудного, которому сообщил он корни свои для разведения из них нового сада.

Язык подобен дереву: в нем также от корня идёт слово, и от ветви родится ветвь.

Капитан-лейтенант (1824). Участвовал в 1815 году в морском походе в Голландию, в 1817 году – во Францию. Декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник.

В грубых ошибках по службе молодость извинить не может: для неопытных офицеров книги есть; надобно только иметь охоту ими пользоваться.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Вода, стихия, которую человек сумел подчинить своей власти, нося на себе величайшие тягости, представляет удобнейшее средство для сообщения произведений народов и частей света между собой. Реки и моря, обладаемые государствами, составляют их силу и богатство, давая жизнь и движение торговле посредством мореплавания.

Воспитанные в одном месте, как бы дети одной матери, с одинаковыми привычками, одинаковым образом мыслей, общество офицеров морской службы отличается той дружеской связью, тем чистосердечным прямодушием, каких не могут представить другие общества, составленные из людей, с разных сторон пришедших.

…Всякий благородный поступок, каждая высокая мысль, каждое нежное ощущение и все, что выходит из обыкновенного ряда наших обыкновенных действий, есть поэзия. Все, что может трогать сердце, наполнять и возвышать душу, есть поэзия. Любовь, гнев, ненависть суть страсти, и ежели стихи заставляют трепетать ту струну нашего сердца, которую сочинитель намеревается тронуть, в таком случае, каков бы ни был наружный вид стихов, они – поэзия.

Дружеские связи крепче между моряками, потому что у них дружба приобретается в самой юности. Обманываются те, которые думают найти друзей в зрелых летах. Юноши, как воск, удобно принимают впечатления, и склонности одного врезываются в другом; время утверждает мягкий состав души, и форму, образованную давним дружеством, не придется новое.

Душа человека всегда жаждет неизвестного, мысль наша всегда стремится вдаль; ненасытная, летит воображением в страны далекие, и что может быть приятнее, когда мореходец, удовлетворяя потребности души своей, несется по беспредельным морям… Настают ли бури, подымаются ли противные ветры, его наслаждение увеличивается гордостью от победы над стихиями. Не так ли обладание любимым предметом становится дороже от препятствий?

Предлагаем ознакомиться:  Работник платит алименты. Какие обязанности у работодателя

Есть какое-то тайное сочувствие природы с сердцем человека: чего он не боится, то уже ему нравится; есть в душе струны, которые по своенравию или по потребности, как на эоловой арфе, отдаются приятно при реве бурь и ветров, – и сколько ни грозят человеку гибелью бездны морей, – он только приобретает новую Решительность, новые силы презирать опасность…

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Жизнь человеческая исполнена сама по себе опасностей; военная служба умножает их; но опасности сухопутной службы ограничиваются одними ужасами войны; в морской же, напротив, сверх военных случаев, человек подвергается часто большей погибели от стихий, устроенных природою на благо и пользу его, нежели в самых жестоких сражениях.

Какое обновленное ощущение несет каждый из нас после долгоплавания в своё отечество!

Науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам.

Посредством мореплавания повсюду настлан широкий мост благодетельному просвещению, нет более препон для сообщений к пользе человека.

Сама природа влагает в нас понятие о свободе, и это понятие, этот слух сердца так верны, что как бы ни заглушали их, они отзовутся при первом же воззвании. В чем же другом заключается поэзия, как не в пробуждении отголоска на песни ее в нашем сердце?

С самой юности мореходец вменяет в ничто ужасы природы, и силою привычки он так же беззаветно пускается в море, как вы ложитесь в вашу постель.

Севастополь пал, но пал с такой славой, что каждый русский, а в особенности каждый моряк, должен гордится таким падением, которое стоит блестящих побед.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Сердце человека есть хранилище воспоминаний – перебирать их значит анатомировать сердце и пересматривать живые, но живые в больном теле и возбуждать страдания тем тягчайшие, чем чувствительнее и чем нежнее сердце, наболевшее от нещастий.

Сколько новых истин открывается, какие наблюдения пополняют познания наши о человеке и природе с открытием земель и людей Нового света! Не высока ли степень назначения мореходца, который соединяет рассеянные по всему миру звенья цепи человечества!

Служба наша столько ж имеет перемен, сколь непостоянно море со своими случайностями; оттого-то мореходцы, разлученные со светом, с его обольщениями и веселостями, на краю гибели каждую минуту, отдаленные от смерти одной доской, умеют находить в самих себе источник радостей и привязывается к такой жизни, в которой другие видят одну только скуку.

Мордвинов Николай Семёнович1754–1845

Адмирал (1796). Участник русско-турецкая война 1787–1791. Один из организаторов Черноморского флота, первый в истории России морской министр (1802).

Бытописания всех веков свидетельствуют, что благоденствие народов тесно сопряжено в наукою управления деньгами… Деньги питают труд, промышленность, науки, крепят и распространяют общественные связи. Деньги изощряют оружие, дают крылья флотам, шествие воителям, и песнь победная стяжается златом.

…Вечное существовать будет препинание просвещению в России, доколе чинам, а не уму и способностям присваиваться будут места и почести, сопряженные с оными… Когда не чины будут давать места, а места чины, тогда будут приготовлять себя к местам и содержать себя достойными и способными к занятию мест. Теперь же чины дают места, и потому каждый старается получить чин.

Верностью и правдою. (Девиз адмирала Н.С. Мордвинова, вообще, всех графов Мордвиновых).

Всякое предприятие без начала никогда не поведет к назидательному успеху. Кто не вступает на прямую стезю, тот на пути заблуждается. Что бывает с путешествующими, то самое случается и в суждениях.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Когда не чины будут давать места, а места чины, тогда будут приготовлять себя к местам и содержать себя достойными и способными К занятию мест. Теперь же чины дают места, и потому каждый старается получить чин.

Лучше вооружить меньше судов, укомплектовать им всем нужным, нежели послав множество, с командирами, не знающими ремесла, и без людей, для плавания и управления необходимо нужным.

Матросы должны быть… великорослыми и сильными – не для украшения, но по роду работ, которые они исполняют: убирая паруса, человек должен, чрез реи нагнувшись, подбирать оные сего не может он делать, если невысокого роста, и прочие все работы на корабле, как около парусов, канатов, так и около пушек…

Науки суть источники богатства. Степень народного просвещения определяет степень народного богатства и меру государственных доходов… На деньги, употребляемые на народное просвещение, министерство финансов должно взирать, как на семена, посеянные собственно для него, обещающие ему богатую жатву и наполняющие закрома его казначейства.

Нужна метода для применения хороших правил, иначе оные будут бесплодны. Метода, говорит Бекон, заменяет гений и утверждает успех операций, больших и малых. Все, что ни сделано долговечное от (сотворения) мира, не иначе учинено, как усовершенствование методы.

Сила и безопасность царств состоят не столько в вещественных, сколько в нравственных опорах, и сказать, великие империи никогда не погибали ни от мечей, ни от сокрушались же они худыми началами, принимаемыми и их управлению…

Статистика признана учеными всех народов, первою по государственному управлению наукою, яко вернейшею руководительницею к безошибочным заключением. Она есть то самое, что между прочими науками математика; которая содержит в себе неизменные вечно правила, ведущие к истинным и точным познаниям и начала коей не могут быть подвержены разнообразию мнений и произвольным теориям.

Странно было бы условие между народами, составляющими миллионы душ исчислящими пространство занимаемых ими земель тысячами верст, если бы один принимал на себя труд всех кормить, другой же одевать, третий обувать, четвертый снабжать потребным для защиты оружием, пятый воспитывать юношество, шестой рыболовствовать, седьмой развозить морем и по сухому пути товары и проч. и проч. Таковое разделение не обратило ли бы их в состояние дикое и лишенное способов ко всякому дальнейшему преуспеянию в просвещении и образовании.

Сенявин Дмитрий Николаевич1763–1831

Адмирал (1826). Участник русско-турецкая войны (1787–1791). В 1807 году, возглавляя Вторую Архипелагскую экспедицию русского флота, одержал над турками победы в Афонском сражении и при Дарданеллах. Командующий Балтийским флотом (1825).

Без духа ни пища, ни чистота, ни опрятство не делают человеку здоровье. Ему надобно дух, дух, и дух. Пока будут делать все для глаза, пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ничего хорошего и полезного.

Весьма важным считаю обратить особенное внимание вашего сиятельства на обхождение гг. командиров и офицеров с нижними чинами и служителями. Сделанные мною замечания на сей предмет показывают мне, что гг. офицеры имеют ложные правила в рассуждении соблюдения дисциплины в своих подчиненных. Нет сомнения, что строгость необходима в службе, но, прежде всего, должно научить людей, что им делать, а потом взыскивать на них и наказывать за упущения.

Надлежит различать упущение невольное от умышленного или пренебрегительного: 1) требует иногда снисхождения, 2) немедленного взыскания без послабления… Начальники и офицеры должны уметь возбудить соревнование к усердной службе в своих подчиненных ободрением отличнейших. Они должны знать дух русского матроса, которому иногда спасибо дороже всего.

Непристойные ругательства во время работ не должны выходить из уст офицеров, а неисправность и проступки матросов наказуются по установленной военной дисциплине. Так как может случиться, что ваша эскадра будет употреблена на военные действия, то тем паче должны гг. командиры и офицеры приобресть к себе искреннюю любовь подчиненных, дабы с лучшею пользою употреблять их в нужное время… Предлагаю вашему сиятельству всякий раз, когда представится удобность, посещать корабли и фрегаты, в команде вашей состоящие, осматривать во всех частях исправность оных, содержание людей, больных и испытывать знание матросов в экзерцициях.

Науками досаждали мало, больше приучали к морю, давал простор молодым головам.

Начертания прошедших подвигов родят новые подвиги.

Не теснота делает болезни, а угнетение человека в духе.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Никакие общие непослушания или беспорядки не могут произойти, если офицеры будут заниматься каждый своей командою.

Обстоятельства обязывают нас дать решительное сражение, но покуда флагманы неприятельские не будут разбиты сильно, до тех пор ожидать должно сражения весьма упорного… По сигналу № 3 при французском гюйсе немедленно спускаться сим кораблям на флагманов неприятельских, и атаковать их со всевозможною решительностью, как можно ближе, отнюдь не боясь, чтобы неприятель пожелал зажечь себя.

Прошедшее сражение 10 мая показало – чем ближе к нему, тем от него менее вреда, следовательно, если бы кому случилось и свалиться на абордаж, то и тогда можно ожидать вящего успеха. Пришел на картечный выстрел, начинать стрелять. Если неприятель под парусами, то бить по мачтам, если же на якоре, то по корпусу.

Нападать двум с одной стороны, но не с обоих бортов, если случится дать место другому кораблю, то ни в коем случае не отходить далее картечного выстрела, с кем начато сражение с тем и кончить или потоплением, или покорением неприятельского корабля. Как по множеству непредвидимых случаев невозможно сделать на каждый положительных наставлений, я не распространяю оных более; надеюсь, что каждый сын отечества почтится выполнить долг свой славным образом.

Посему должно требовать с гг. офицеров, чтобы они чаще обращались с своими подчиненными; знали бы каждого из них и знали бы, что служба их состоит не только в том, чтобы командовать людьми во время работ, но что они должны входить и в частную жизнь их. Сим средством приобретут они к себе их любовь и даже доверенность, будут известны о их нуждах и отвлекут от них всякий ропот, донося о их надобностях капитану.

Пока будут делать все для глаза, пока будут обманывать людей, разумеется, вместе с тем и себя, до тех пор не ожидай в существе ни добра, ничего хорошего и полезного.

Поручи дело знающему и опытному, не надейся на прозорливость свою, оставь пристрастие и следуй в выборе людей по премудрому сказанию: «яко речет мир на люди своя», и все будет хорошо.

Предписываю господам командующим читать слушателям в свободное время и не менее как два раза в неделю из законов те статьи, наиболее кои относятся благого поведения; равным образом, чтобы сами ротные команды и через офицеров своих как можно чаще внушали бы служителям о воздействии себя от всяко рода дурных поступков, а паче о воздействии себя от всякого рода дурных, поступков, а паче от пьянства, которое опричь честного несчастья соделывает часто вред службе и товарищам своим.

Прежде всего, надлежит научить людей, что им делать, а потом взыскивать с них за упущения.

…Строгость необходима в службе, но прежде всего должно научить людей, что им делать, – а потом взыскивать с них и наказывать за упущения…

Гамалея Платон Яковлевич1766–1817

Капитан-командор (1804 год). Участник Русско-шведская война (1788–1790) педагог, переводчик, учёный. Почётный член Петербургской академии наук (1801 год), член Российской академии (1808 год).

Критерий оценки подготовленности командира корабля является бой. Важно в мирное время готовить к нему командира, объективно оценивать его действия.

Не побывав лет десять сряду в походах, все вещи в ином виде представляются; и ветер покажется крепче, и волнение больше, и берег, мимо которого идешь ближе, и, вообще, всякая отдаленная опасность и нерешительность, а с таковыми расположениями кораблеправитель есть самый несчастный человек.

Простая практика, приобретенная долговременным упражнением и подкрепленная здравым рассудком, гораздо предпочтительнее слабых знаний в теории. Учёность малая опасна и вредна.

Теория и практика должны быть неразлучны; единственно от совокупного напряжения сил и взаимных пособий усовершенствоваться может. Теория должна быть основана не на произвольных положениях, но на многочисленных и с крайней точностью учиненных опытах…, формулы должна быть просты, удобно приложимы и наблюдениями мореплавателей поверены.

Чтобы быть искусным морским офицером, не довольно знать, какими средствами управляется корабль во всех случаях, но си знания должны быть так в уме присутствены, чтоб они сами собой (собою) без всякого размышления, в момент действия представлялись.

Чичагов Павел Васильевич1767–1849

Адмирал (1807). Участник Русско-шведская война (1788–1790), Голландская экспедиция (1799), Отечественная война 1812 года. Морской министр Российской империи с 1802 по 1809.

Быть, но не казаться! (Девиз адмирала П.В. Чичагова).

Если меня считают способным служить лучше другого, я готов. Если же другой может сделать лучше, я удалюсь довольный, подобно тому афинянину, который был счастлив, что среди соотечественников нашлось столько людей, которые были достойнее его.

Предлагаем ознакомиться:  Всё, что нужно знать об управлении общим имуществом МКД

Кораблеплавание требует в определяемых на сию службу людях особливой телесной способности и, так сказать, развязности и гибкости членов; в отношении же оснастки судов и действия оными требуется довольно времени на приучение к тому служащих. Люди в молодых такмо летах могут в желаемой степени совершенства приобретать подобные способности… и долговременностию приобретать должны необходимо нужные исправному матросу проворство или художнику искусство.

Русский флот, созданный умом Петра I, мог существовать только им одним. Так как он – ни в духе народном, ни вызван потребностями государства, ни в духе русского правительства, – то на него не смотрят, как на необходимое условие для благосостояния или безопасности империи, и он есть обременительная роскошь подражания, зависящая от доброй воли государей.

Что он управляет лишь обременительною роскошью подражания, не вызванного потребностями государства…

Чтобы иметь флот, недостаточно иметь берега.

Соймонов Фёдор Иванович1692–1780

Адмирал (1828). Участник русско-шведской войны 1788–1790. Совместно с Юрием Лисянским на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию (1803–1806). С 1827, в течение 16 лет был директором морского кадетского корпуса.

Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.

Кук, Бугенвиль, Нельсон не сделались бы никогда оными, каковыми явились в своем отечестве, если бы выбирали людей по одному только рождению.

Мне советовали принять несколько и иностранных матросов, но я. зная преимущественные свойства российских, коих даже и английским предпочитаю, совету сему последовать не согласен.

Мореходец должен поставить законом, чтобы сколько возможно не приближаться к путевым линиям своих предшественников и изведать со строгою точностью места, в коих новейшие мореплаватели видели признаки земли близкой. Я старался следовать сему правилу, сколько позволяли обстоятельства.

Мореходу воображение, как сноровка нужна.

Надеюсь на море. (Девиз И.Крузенштерна).

Не одно только человеколюбие налагает заботливое внимание к нуждам матросов, но и сам долг службы этого требует.

Капитана и офицеров которые, навещая его («посещая его болезненный одр»), утешают и заботятся, – чтобы помочь ему.

От снисходительного обращения дисциплина никогда не нарушится. Это относится в особенности к русским матросам, имеющим все качества, отличающие хороших моряков.

Познание течения моря столь важно для мореплавания, что мореходец должен поставить себе обязанностью производить над оными наблюдения во всякое время со всевозможной точностью.

Ревность и любовь к наукам столь велики и столь всеобщи, что не будет недостатка в желающих, что найдутся люди, которые охотно оставят надежду на большое жалование или пенсию, если только будут иметь счастие, что их употребят в экспедиции.

Худо пишут моряки, зато искренне. (Эпиграф И.Ф.Крузенштерна к его книге «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг.» на кораблях «Надежда» и «Нева». Стоял на титульном листе первого издания книги.)

Головнин Василий Михайлович1776–1831

Капитан-командора (1821). Участник русско-шведской войны (1788–1790). Руководитель двух кругосветных экспедиций. Написал 205 томов книг по географии и морскому делу, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1818).

Даже купеческих кораблей чиновники за стыд и бесчестие почитают при кораблекрушениях оставлять свои суда, доколе не принудят их к тому совершенная невозможность оставаться на них… а военные офицеры еще более должны дорожить своей честью: им некогда не надобно забывать, что в опасных случаях на море стихии представляют неприятеля, а корабль-крепость в осаде.

Действуя, нельзя исходить только из нынешнего положения вещей, как нельзя вечером не думать о том, что неизбежно придет утро.

Ежели мореходец, находясь на службе, претерпевает кораблекрушение и погибает, то он умирает за Отечество, обороняясь до конца против стихий, и имеет полное право наравне с убиенными воинами на соболезнование и почтение его памяти от соотчичей…

Если бы совершенному мореплавателю удалось совершить открытие, которые сделали Беринг и Чириков, то по всем островам и даже по каменьям рассадил бы он всех министров и всю знать и комплименты свои обнародовал бы всему свету.

Если бы хитрое и вероломное начальство, пользуясь невниманием к благу Отечества и слабостью правительства хотело, по внушениям и домогательству внешних врагов России, для собственной своей корысти, довести разными путями и средствами флот наш до возможного ничтожества, то и тогда не могло бы оно поставить его в положение более презрительное и более бессильное, в каком он ныне находится.

Здравый рассудок, справедливость и польза географии требуют, чтобы населенные части земного шара назывались так, как они жителями своими именуются.

Из всех занятий, коим посвящает себя человек для общественного блага, морская служба есть занятие самое тягостное, самое несносное и самое опасное.

Кто из мореходов может сказать, что за успехи, увенчавшие его меры и предприятия, он обязан единственно своему искусству и благоразумию, и что счастье не имело в них никакой доли?

Лучше никакого флота, чем плохой флот.

Моряки пишут плохо, но чистосердечно, живут одиноко, но чувствуют остро, избалованы и потому больше других стесняются женщин!

Моряков создают дальние плавания.

Не было ни одного кораблекрушения, какими бы ужасными обстоятельствами это ни сопровождалось которое не свидетельствовало бы что самое вернейшее средство к спасению есть порядок и подчиненность капитану.

Не зная языков, путешественник и глух и почти слеп.

Нет плавания успешнее и покойнее, как с пассатными ветрами, но зато нет ничего и скучнее. Единообразие ненавистно человеку, ему нужны перемены; природа его того требует. Всегдашний умеренный ветер, ясная пагода и спокойствие моря хотя делают плавание безопасным и приятным, но беспрестанное повторение того же в продолжение многих недель наскучит.

Ничто так не нужно морскому офицеру в чужом порте, как знание иностранных языков.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

О вас будут судить не по благам и другим пустякам, а по тому, что мы на другом конце света сделаем хорошего или плохого.

Обширный ум и необыкновенные дарования достаются в удел всем смертным, где бы они ни родились, и если бы возможно было несколько сот детей из различных частей земного шара собрать вместе и воспитать по нашим правилам, то, может быть, из числа их с курчавыми волосами и черными лицами более вышло бы великих людей, нежели из родившихся от европейцев.

Один всю жизнь свою проводит среди опасностей на море и в глубокой старости покойно умирает на берегу; другой страшится лужи, но приезжает на корабль попировать, и погибает на нем.

Самый искусный мореход в свете будет бесполезен на корабле, экипаж которого его не понимает.

Стыдно и непростительно для сбережения нескольких червонцев подвергать опасности корабль и экипаж.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Чтобы склонить свободных людей на отречение от многих лучших удовольствий жизни и вместо оных заставить их подвергнуть себя великим беспокойствам, трудам и опасностям, то надобно предоставить им важные существенные выгоды. Выгоды сии могут состоять или в деньгах, или в славе и почестях; но, первыми можно прельстить корыстолюбивую сволочь, от которой никаких великих подвигов ожидать нельзя; одно лишь честолюбие может подвигнуть людей, способных к славным делам, на пожертвование всем и вступление на столь опасное поприще.

Я всегда думаю, что отечество наше не бедно людьми воли, ума и чувства общественного долга… Морская служба – скажу прямо – занятие тягостное, несносное, опасное.

Якорь тогда держит, когда он чисто положен и не запутан канатом; впрочем, он бесполезен и более ничего, как должная обманчивая надежда, готовая всегда изменить.

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич1778–1852

Адмирал (1843). Участник первого кругосветного плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна. В 1819–1821 годах был начальником кругосветной антарктической экспедиции. Первооткрыватель материка Антарктида и 29 островов. Участвовал в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов. С 1839 году до смерти военный генерал-губернатором Кронштадта.

Вы пройдете обширные моря, множество островов, различные земли; разнообразность природы в различных местах, натурально, обратит на себя любопытство ваше. Старайтесь записывать все, дабы сообщить будущим читателям путешествия вашего. (Из инструкции Морского министра для первой русской Антарктической экспедиции I8I9-I82I гг. во главе с Беллинсгаузеном и Лазаревым).

Сочинить карту можно в Департаменте, но утверждать, доказать верность оной, не иначе как можно только опытами.

Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря.

Сарычев Гавриил Андреевич1783–1831

Адмирал (1829). Полярный исследователь, гидрограф, государственный деятель. Участвовал в русско-турецкой войне 1806–1812 годов, приняв командование эскадрой. Первый русский прозаик-маринист. Основоположник полярной археологии.

…Не оставлять без замечания ничего, что случится вам увидеть где-нибудь нового, полезного или любопытного, не только относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распространению познаний человеческих во всех частях.

Коцебу Отто Евстафьевич1787–1846

Капитан 1 ранга (1829). Совершил первого кругосветного плавания (1803–1806 годы) на парусном шлюпе «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна. Второй раз (1815–1818) на бриге «Рюрик», открыл в Тихом океане 399 островов, залив Коцебу и архипелаг Румянцева. В 1823–1826 годах он совершил на нём своё третье кругосветное путешествие.

Имея хорошее судно и никогда не унывающую команду, можно считать успех плавания уже почти обеспеченным.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Превратности судьбы негде не проявляются с такой, силой, как на море. Совсем недавно мы испытали на себе его парусную ярость, а теперь оно сделалось слишком спокойным.

…Самое затруднительное предприятие, совершаемое с русскими матросами, обращается в удовольствие.

Лазарев Алексей Петрович1793–1851

В такой службе, как морская, не существует мелочей. Самый незначительный недосмотр при случае может повести к потере корабля и гибели сотен товарищей – сослуживцев.

Вот этот сундук сделал три кругосветных плавания, но так сундуком и остался.

Всякое положение человека прежде всего возлагает на него обязанности: с точным, безукоризненным им выполнением связана не только служебная, но и личная честь.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

…Гораздо приятнее видеть подвижных и активных офицеров, полных мужества и энергии, нежели сидней философов, которые только что курят трубки с утра до вечера и рассуждают о пустяках, а ни на какое по службе дело не способны.

…Лестная служба их (офицеров) и назначение командирами будет зависеть от того исполнения своих обязанностей, которые… на них возложены.

Мореплаватели не упустят случая во всякое время делать исследования о всем том, что может способствовать вообще успехам науке и в особенности каждой части.

Морское дело наше требует постоянных занятий в оном.

Морской офицер, не зная дела своего во всех подробностях, никуда не годится.

Ознакомить молодых людей с их с важностью подчиненности, которая есть душа воинской службы и которой малейшее нарушение не должно быть оставляемо без замечания.

Окружите человека порядочностью, и он станет порядочным человеком.

Поставить в непременную обязанность каждого флотского офицера иметь при себе копию с такой инструкцией (вахтенным лейтенантам), дабы впоследствии никто незнанием отказываться не мог.

Служба, – дело обыкновенное, и человека, исполняющего только свой долг, не за что награждать.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Службы на хороших судах, где наблюдается строгая дисциплина и порядок, есть верное средство приохотить молодого офицера к своим обязанностям.

Сначала службе, потом себе.

Худо, как вахтенный офицер приказывает что-либо, а сам не знает, как оно делается.

Чтобы хорошо подготовить офицера, нужно сначала «вкус его приучить ко всему лучшему, к строгой дисциплине и деятельной службе».

Эгоизм у иных столько сильно действует, что никакое предложение есть ли только не ими самими выдумано, не приемлется, сколь бы, впрочем, полезно оно не было…

Я никогда ничего в жизнь мою ни y кого для себя не просил, и теперь не стану просить перед смертью.

Наша служба, сопряженная с такими трудами и опасностями, имеет перед собой приятности… Люди, видящие перед собой одни необозримые пространства воды и неба, отделенные многими тысячами верст от любезного Отечества и только одной доской от бездны, в сем скучном существовании умеют находить удовольствие.

Глава 9: Обеспечение живучести корабля

Удовольствия сии тем для них драгоценнее, что встречаются не столько часто как на сухом пути посреди всегдашнего шума, и оные вовсе неизвестны тому, кто не был мореходом… Трудно выразить удовольствие, какое мы чувствуем при сем случае (имеется в виду традиция морского праздника при пересечении экватора), быть надолго удалены от Отечества, плывя в страны дивные, не видя в продолжении уже двух месяцев. берега и находясь от ближайших островов в расстоянии пятисот миль.

Не нося на своей совести упрека за какие-либо притеснения и кровопролития странах Нового Света, мы бываем везде принимаемые с особенной приязнью, какой никто из других наций не пользуется.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector