Важнейшие изменения в 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

Новый закон о государственных закупках

Основополагающие цели принятия закона 223-ФЗ

Данное законодательное решение обладает принципиальными особенностями, направленными на успешную регуляцию и мониторинг закупок. Ключевыми целями закона можно назвать:

  • Полную прозрачность закупок по 223-фз. Согласно данному принципу вся информация, включая цены и продавца, должна быть открыта и общедоступна.
  • Высокоэффективное и экономически обоснованное расходование финансовых средств. Принцип ограничивает ценовой диапазон покупок и не дает закупать товары или услуги у одного поставщика по заведомо завышенной цене.
  • Возможность участия в закупке физических лиц, индивидуальных предпринимателей и любых юридических организаций. Подобная особенность развязывает руки мелким предприятиям, которые раньше практически не могли участвовать в поставках товаров и услуг для крупных корпораций.
  • Полное равноправие и непредвзятость по отношению ко всем участникам закупочных мероприятий.

Принципы 223-фз в значительной степени улучшили положение небольших предприятий. Кроме этого, благодаря данному закону удалось добиться прозрачности всех операций и произвести диверсификацию поставщиков.

Структура ФЗ-44 о Госзакупках

Новый закон о государственных закупках

Как и любой другой закон, ФЗ 44 о контрактной системе постоянно дополняется новыми положениями, что существенно осложняет его понимание людьми, не имеющими юридического образования.

Новый закон о государственных закупках

Однако, лица, регулярно участвующие в тендерах по 44-ФЗ должны ориентироваться в данном нормативном акте.

Если очень кратко, то закон 44-ФЗ о закупках имеет следующую структуру:

  1. Статья 1 44-ФЗ и далее до 15 статьи описывают общие положения, регулирующие сферу применения данного закона, основную терминологию и понятия, здесь же содержится информация о принципах заключения госконтрактов с физическими, юридическими лицами.
  2. 16-23 статьи 44-ФЗ о Госзакупках регулируют правила планирования государственных закупок.
  3. 24-96 статьи закона 44-ФЗ о закупках очерчивают рамки государственного регулирования об участниках государственных тендеров, каким требованиям должны соответствовать поставщики товаров, исполнители работ и подрядчики по услугам.
  4. 97-98 статьи описывают принципы мониторинга госзакупок и аспекты контроля обеспечения контракта по 44-ФЗ в данной отрасли.
  5. 99-104 статьи посвящены контролю в сфере 44-ФЗ госзакупок. Данный раздел федерального закона наиболее часто подвергается изменениям и дополнениям.
  6. 105-107 статьи 44-ФЗ регламентируют порядок разрешения споров между участниками госконтрактов.
  7. 108-111 статьи описывают особенности заключения договоров и их исполнения при отдельных видах государственных закупок согласно требования федерального закона 44-ФЗ.
  8. 112-114 статьи – это заключительная часть закона 44-ФЗ о закупках.

Структура ФЗ-44 о Госзакупках

Закон, регулирующий закупки товаров и услуг между определенными видами юридических лиц, имеет 8 основных статей:

  1. Статья № 1 223-фз описывает цели, которые планируется достичь при помощи принятия данного закона.
  2. Статья № 2 содержит правовое обоснование проведения закупочных мероприятий.
  3. В статье № 3 описаны ключевые принципы и положения, касающиеся закупки товаров и услуг.
  4. Подпункт № 3.1 223-фз РФ поясняет тонкости проведения закупок юрлицами, при осуществлении инвестиционных проектов с поддержкой от государства.
  5. Статья № 3.2 проливает свет на понятие конкурентная закупка.
  6. Пункты № 3.3 и № 3.4 описывают порядок работы электронной площадки для осуществления закупочных сделок.
  7. Статья № 3.5 223-фз вносит ясность в требования к конкурентной закупке закрытым методом.
  8. Подпункт 3.6 оговаривает требования к осуществлению покупки у единственного поставщика.
  9. Статья № 4 обуславливает информационное обеспечения закупочных процессов и перечень необходимой документации.
  10. Статья № 4.1, введенная в 2013 году, регулирует реестр допустимых договоров по 223-фз.
  11. Статья № 5 обуславливает введение специального реестра недобросовестных поставщиков. Такой инструмент направлен сбор данных об организациях, которые уклоняются от заключения контрактов. Кроме этого в реестр недобросовестных поставщиков по 223-фз может попасть компания, договор с которой был расторгнут в судебном порядке в связи с грубыми нарушениями условий договора.
  12. Статья № 5.1 предполагает проведение оценки соответствия закупочных планов и вносимых изменений.
  13. Статья № 6 гарантирует соблюдение требований федерального закона №223.
  14. Статья № 6.1 регулирует контроль закупочной деятельности соответствующими ведомствами.
  15. Статья № 7 оговаривает ответственность за нарушение требований законодательства.
  16. Статья № 8 описывает особенности вступления закона в силу.

Госзакупки в 2018 году регулируются федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения по 44-ФЗ государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г.  Смысл данной системы заключается в том, чтобы предоставить государству наиболее выгодные условия для поставки по 44-ФЗ тех или иных услуг, работ или товаров, а также максимально снизить вероятность получения откатов и других коррупционных схем.

Иными словами, закон 44-ФЗ о закупках регулирует и контролирует:

  • подбор контрагентов – субъектов бизнеса;
  • планирование закупок необходимых товаров и услуг от бизнеса государству;
  • мониторинг закупок и контроль наиболее выгодных условий контрактов.

Новый закон о государственных закупках

Справедливо отметить, что закон 44-ФЗ от 2018 года, не регулирует:

  1. Услуги по госзащите чиновников, госслужащих, судей или работников судов, а также лиц, проходящих по программам защиты свидетелей или же иным образом участвующих в судопроизводстве РФ.
  2. Приобретения драгметаллов и камней в Государственный фонд.
  3. Закупки, связанные с организацией выборов в органы власти и Всероссийских референдумов.
  4. Приобретение товаров, услуг и работ у международных организаций.
Предлагаем ознакомиться:  Пришел налог на проданную машину, что делать?

Согласно ст. 3, данного Федерального Закона, контроль за прозрачностью закупок по 44-ФЗ осуществляется Министерством Финансов, Федеральная Антимонопольная Служба, а также организации Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос, если речь идет о закупках в области обороны, энергетики и космической отрасли.

Участвовать в поставках государству могут как крупные компании, так и представители малого бизнеса – индивидуальные предприниматели.

Заключая контракт по 44-ФЗ, субъекты предпринимательской деятельности берут на себя обязательства по обеспечению максимально выгодных цен, в то время как заказчик предоставляет им квоту в 15% совокупного годового объема заказов по 44-ФЗ.

В тендерах по аукционам по 44-ФЗ могут участвовать представители частного бизнеса при условии:

  • отсутствия задолженности по налогам;
  • отсутствия судимостей;
  • неимения аффилированности (связи) с заказчиком;
  • неимения офшорных компаний;
  • отсутствия в Реестре Недобросовестных Поставщиков по 44-ФЗ – РНП.

Закон 223-фз: кого это касается

Новый закон о государственных закупкахГосударственные корпорация и объекты естественных монополий с государственной долей участия более 50%.

Новый закон о государственных закупкахПредприятия-дочки вышеназванных предприятий.

Новый закон о государственных закупкахБюджетные организации покупающие товары и услуги за счет финансовых грантов, своих средств или путем привлечения третьих лиц.

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

Критерий сравнения Федеральный закон №44 Федеральный закон 223-фз
Кто может выступать заказчиком и поставщиком. Все бюджетные организации могут выступать заказчиками. Поставщиками могут стать ИП, физические и юридические лица. Заказчиком выступают компании, доля участия государства в которых 50 и более процентов, бюджетные организации, организующие собственные тендеры, без привлечения государственных денег. Поставщики – ИП, физлица и юрлица.
Разрешенные способы проведения закупочных мероприятий. Закон позволяет выполнять закупки при помощи: конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений. Имеется возможность заключения договора на поставки с единственным поставщиком. Проведение закупок осуществляется по аукциону либо конкурсу. Это могут быть как закрытые, так и открытые формы закупочных мероприятий. Допускаются также конкурсы с ограниченным участием и запрос котировок. Покупатель сам имеет право выбрать подходящий способ. Закон позволяет производить неконкурентные покупки при условии обязательного обоснования выбора. Единственный поставщик по 223-фз возможен только в виде исключения.
Условия выполнения соглашений. 44-ФЗ требует обязательное обеспечение исполнения контрактных обязательств. Кроме этого, согласно закону в случае, если стоимость работ превышает 50 000 000 рублей стоимость обеспечения должна составлять от 30% до 50% от общей суммы. Если договор с поставщиком составлен на меньшую сумму, то затраты на обеспечения составят от 5% до 30%. По 223-фз, все решения касающиеся суммы обеспечения и других моментов принимаются непосредственно заказчиком.
Возможность внесения правок или полного расторжения контракта. Нет возможности вносить значительные изменения в договор после его подписания сторонами. Расторжение контракта возможно на условиях, описанных в конкурсной документации. Договор по 223-фз может претерпевать любые изменения при условии обязательного указания данной особенности в положениях о закупке.
Антидемпинговые санкции. Статьи 37 закона №44 предусматривает обязательное применение противодемпинговых мер. Антидемпинговые меры не предусмотрены в тексте закона 223-фз, однако они могут быть введены по усмотрению заказчика.
Возможность обжалований действий заказчика. Оформленная жалоба передаются в ФАС. После этого в течение двух дней происходит ее публикация на сайте закупок и последующее рассмотрение специалистами службы в течение пяти рабочих дней. Подобному правилу подчиняются абсолютно всех закупки, выполняемые по 44 ФЗ. Имеется возможность размещения жалобы в ФАС, однако для этого подобная особенность должна быть оговорена в контракте.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Контрактная служба

Федеральная контрактная служба в РФ начала функционировать с начала 2014 года, а основанием для её создания стала необходимость изменений в управлении государственными закупками. КС осуществляет полный цикл госзакупок, этапами которых является:

  • планирование контрактных закупок по 44-ФЗ;
  • выбор подрядчиков;
  • заключение контрактов с поставщиками;
  • контроль за исполнением;
  • работа с претензиями и исками: формирование претензий, жалоб в ФАС по 44-ФЗ, составление заявлений в судебные инстанции.

Новый закон о государственных закупках

Контрактная служба может быть реализована в виде 3 различных моделей:

  • служба со структурным подразделением;
  • служба без структурного подразделения;
  • контрактный управляющий.

Создавать контрактную службу заказчик может по своему усмотрению при условии, что годовой объем закупок менее 100 млн. рублей в год.

Банковские гарантии, предусмотренные статьей 223

Банковская гарантия по 223-фз может быть трех различных видов:

  1. Гарантия, выдающаяся поставщику, изъявившему желание принять участие в аукционе или конкурсе. Данная гарантия производит обеспечение заявки участника.
  2. Банковская гарантия на возмещение авансового платежа.
  3. Гарантия, обеспечивающая выполнения условий договора по государственным закупкам.

Согласно тексту федерального закона 223-фз все банковские гарантии должны быть:

  1. Безотзывными.
  2. С определенным сроком действия.
  3. С обязательным подтверждением или отклонением в течение трех рабочих дней.
  4. Содержащими полную информацию о выплатах в случае невыполнения поставщиком условий контракта.
  5. С оговоренными обязательствами обеих сторон участвующих в сделке.
Новый закон о государственных закупках

Предлагаем ознакомиться:  Материнский капитал в 2019 году: изменения, свежие новости на 2 ребенка

Сумма, предоставляемая под банковские гарантии, является индивидуальной в каждом отдельном случае.

Новый закон о государственных закупках

В соответствии с законом 223-фз, банковские гарантии не могут превышать 10% от общего показателя капитала банка.

Ключевыми факторами, влияющими на стоимость гарантий, выступают сроки предоставления и наличие или отсутствие необходимого обеспечения.

Как правило, для снижения стоимости банковских гарантий можно открыть счет в банке и предоставить залог в виде векселей или депозитов.

Расторжение контрактов по 44-ФЗ

Новый закон о государственных закупках

Расторжение по 44-ФЗ возможно на основании федерального закона является наиболее выгодным для сторон вариантом решения спорных вопросов. Регулируется это ст. 95 данного нормативного акта и возможно в трех случаях:

  • по соглашению сторон;
  • по постановлению суда;
  • в одностороннем порядке на основании ГК РФ.

Порядок действий для расторжения контакта следующий:

  1. Составляется соглашение о расторжении соответствующего контракта.
  2. Отправляется стороне договора на подпись. С момента подписания соглашения о расторжении контракт считается расторгнутым.
  3. Стороны обязаны внести сведения о расторжении договора в реестр сроком не позднее 3 дней. Сюда вносится дата расторжения договора, основание, название договора, а также дату и порядковый номер сделки.

Бюджетные организации имеют возможность производить закупки двумя способами:

  • закупки по 44-ФЗ, при условии, что на закупку выделяются деньги из бюджета;
  • закупки по 223 фз, если организация имеет положение о закупках и тратит собственные средства.

Что же касается 44-ФЗ, то любой современный тендер осуществляется по регламентируемой законом схеме:

  1. Составление планов и планов графиков закупок по 44-ФЗ с изменениями 2018.
  2. Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ.
  3. Определение способа закупки: электронный аукцион, закупка у единственного поставщика, открытая заявка и т.д.
  4. Публикация тендера в ЭТП: составление техзадания и описания закупки.
  5. Заключение договора с выбранным поставщиком.
  6. Прием выполненных услуг, товаров, работ.
  7. Отчет по выполненным работам.

Каждый этап проведения государственной закупки имеет огромное количество особенностей и нюансов.

Планирование по 44-ФЗ

Новый закон о государственных закупках

Каждая государственная организация составляет планы и графики закупок: на основании Федерального Закона «О Бюджете» планы составляются на 3 года, графики формируются на 1 финансовый год.

При планировании в закупках по 44-ФЗ указываются данные:

  • идентификационный код;
  • цели и обоснования закупки;
  • сроки реализации закупки;
  • техническое задание.

План закупок по 44-ФЗ служит основанием для составления плана графика по 44-ФЗ. Данный документ содержит более расширенную информацию к приобретению товаров, услуг или работ бюджетной организацией, а именно:

  • наименование закупки, идентификационный номер и основные требования по 44-ФЗ к поставщикам;
  • способ закупки;
  • начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ;
  • дополнительные условия участия в тендере для тех или иных поставщиков, в случае их наличия;
  • сроки по 44-ФЗ объявления закупки;
  • банковское сопровождение договора;
  • критерии оценки закупки.

В каждом отдельном случае государственной закупки по 44-ФЗ информация может быть дополнена или расширена.

Между планами и планами-графиками существует ряд различий. Так, например, план график по 44-ФЗ можно менять в сроки до 10 рабочих дней до публикации заявки либо до отправления приглашения к участию в случае закрытого тендера.

Новый закон о государственных закупкахПлан закупок по 44-ФЗ разрешается публиковать на любых площадках

, начиная от ЕИС и заканчивая любыми печатными изданиями, за исключением тендеров, являющихся государственной тайной.

Новый закон о государственных закупкахПланы-графики по 44-ФЗ публикуются исключительно на площадках ЕИС

в течение 3 рабочих дней после утверждения, здесь необходимо обосновать начальную максимальную цену и способ определения подрядчика.

Тонкости заполнения положения о закупках по 223-фз

Положение по 223-фз в обязательном порядке содержит следующую информацию:

  • необходимые способы осуществления закупочных мероприятий;
  • предполагаемые порядки проведения торгов;
  • способы отбора актуальных поставщиков;
  • предполагаемые сроки выполнения контракта и перечисления денежных средств;
  • порядок подписания контракта между сторонами;
  • особенности приема и оплаты предоставленных работ;
  • возможные штрафные санкции;
  • способы разрешения спорных ситуаций.

Мониторинг закупок

Согласно последним изменениям по 44-ФЗ, каждый заказ по госзакупкам проходит процедуру мониторинга.  Представляет он собой процесс сбора, обобщения, систематизации и оценки данных о прохождении торгов и выполнения планов и планов графиков закупок.

Проводить мониторинг может Министерство Финансов РФ. Целью данной процедуры согласно 44-ФЗ является:

  1. Оценка уровня реализации целей, закрепленных в госпрограммах, исполнения международных обязательств и выполнение функций государственных органов власти.
  2. Анализ необходимости проведения закупок в соответствии с требованиями ст. 18 44-ФЗ, а именно, учет НМЦ договора, методы определения поставщиков, прозрачность проведения конкурсов и аукционов.

Исключения

Закон 223-фз разрешает не располагать все информацию о закупках в единой информационной системе в следующих случаях:

  • договор связан с государственной тайной;
  • контрактом предполагается выполнение закупочных мероприятий на сумму до 100 000 рублей;
  • предмет договора относится к специальному перечню, описанному в рамках распоряжения правительства под номером 2027-р.

Определение начальной цены контракта по 44-ФЗ

Данный этап в процессе закупок по 44-ФЗ является довольно важным, поскольку здесь действует принцип обратного аукциона по цене. Начальная максимальная цена контракта по 44-ФЗ определяется заказчиком, на основе одного или нескольких регулируемых законом методов:

  • сопоставления рыночных цен;
  • нормативный метод, регулируемый 19 ст. 44-ФЗ, основанный на нормах затрат, согласно настоящего закона;
  • тарифный метод, применяющийся к услугам по водоснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, а также электроэнергетики, электросвязям и установке инженерных сетей (интернет);
  • проектно-сметная методика, применяющаяся в основном при капитальном строительстве, реконструкциях, капремонтах и других отраслях;
  • затратный метод, применяющийся в случае невозможности использования других методов.
Предлагаем ознакомиться:  Законно лишили права наследования на долю в квартире

К поставщикам по 44-ФЗ применяются антидемпинговые меры в процессе работы по закупкам. Их суть в том, что при выявлении снижения итоговой цены на закупку в 25%, победитель тендера будет обязан предоставить гарантии или подтвердить информацией из реестра госзакупок. Заказчики принимают во внимание следующие документальные подтверждения от поставщиков:

  • отсутствие штрафов и пеней по трем и более контрактам;
  • при отсутствии госконтрактов за последний год, следует предоставить информацию не менее чем за 4 договора за 2 года. Исполнение по 44-ФЗ 3 из 4 контрактов должно быть без штрафных санкций и начисления пени.

Сроки по 223-фз

Вид документации Срок подачи Соответствующая ссылка на закон
Статья Часть
Положение о предполагаемых покупках До пятнадцати дней с момента подписания. 4 1
Внесенные изменения в первоначальный документ. До пятнадцати дней с даты утверждения. 4 1
Подача информации о проведении закупочных мероприятий. В случае аукциона или конкурса: минимум двадцать суток с момента завершения периода подачи заявок. При иных методах закупок сроки регулируются в соответствии с положением заказчика. 3 2
Скорректированное извещение. С течение трех дней. 4 11
Данные о необходимых покупках. Подается вместе с извещением. 3 2
Толкование особенностей договора. В течение трех суток с момента запроса. 4 11
Утвержденные протоколы о финишировании определенного этапа закупочных мероприятий. Не более трех суток после подписи. 4 12
Конечный протокол. На протяжении трех дней с момента его составления. 4 12
Подписанный контракт. Не более трех суток с момента визирования обеими сторонами. 4.1 2
Изменения в договор. До десяти дней с момента принятия решения. 4.1 2
Отчет. До десятого числа следующего за отчетным месяца 4 19

Ключевые изменения 223-фз о закупках 2018

В конце прошлого года Государственная Дума приняла ряд поправок к федеральному закону 223-ФЗ. Эти изменения коснулись, в первую очередь, поставщиков и электронных торговых площадок. Среди основных правок закона можно выделить:

  • Перевод всех закупок в электронную форму. Исключения составляют покупки, предусмотренные положениями о закупках.
  • Необходимость создания специальных финансовых счетов для обеспечения заявки на участие. Открытие счета проводится компанией-поставщиком в одном из перечисленных банков. Полный перечень разрешенных финансовых учреждений утверждается правительством РФ.
  • Вывод взаимозависимых предприятий из-под действия закона 223-ФЗ. Теперь заказчики имеют возможность производить покупки у единственного поставщика при определенных условиях.
  • Предоставление возможности дочерним организациям присоединяться к закупочным мероприятиям материнской компании.
  • При покупке определенного товара заказчик обязуется использовать слова или эквивалент. Такое нововведение исключает покупку определенного товара с конкретным товарным знаком.
  • Невозможность отмены закупки после окончания срока подачи заявок.
  • Создание заказчиков специализированной комиссии для проверки конкурентности закупки.
  • Изменение сроков подачи извещений. Теперь извещение о проведении конкурса по 223-ФЗ и аукциона оглашается за пятнадцать дней до окончания приема заявок. Информация о запросе котировок должна быть опубликована за пять дней, а извещение о проведении запроса предложений — за семь дней до окончания периода приема заявок.
  • Невозможность осуществления запросов о внесении обеспечения заявки, если сумма сделки менее 5 000 000 рублей. При сумме закупок более 5 000 000 обеспечение заявки может быть не более 5%.
  • Организаторы закупочных мероприятий получили возможность использовать внутренние сервисы, которые смогут синхронизироваться с единой информационной системой. Такое нововведение будет полезно крупным заказчикам, которым теперь достаточно просто внести всю информацию во внутреннюю систему, и она будет автоматически опубликована в ЕИС.

Заключение договора с выбранным поставщиком

Новый закон о государственных закупках

Безусловно, победителя государственного тендера можно только поздравить. Однако, исполнителю стоит помнить о повышенных критериях оценки и своей деловой репутации. Что необходимо знать о сроках контракта по 44-ФЗ, какие обязательства у участников договора и штрафные санкции могут быть предъявлены сторонам?

Реестр недобросовестных поставщиков – это список организаций, которые нарушили ключевые аспекты закона 223-ФЗ или закона №44. Львиная доля всех заказчиков работает исключительно с организациями, незанесенными в реестр.

Среди основных причин, по которым организацию могут определить в список штрафников можно отметить:

  • Уклонение от подписания контракта или отказ от выполнения условий договора.
  • Обращение заказчиком в суд, при несоблюдении поставщиком основных пунктов договора.
  • Грубые нарушения поставщиком условий договора, влекущие за собой отказ от выполнения контракта со стороны заказчика.

Информация, содержащаяся в реестре

После принятия контролирующим органом решения о внесении организации в реестр недобросовестных поставщиков публикуются следующие сведения:

  • Название юридического лица либо полное имя, фамилия и отчество физического лица.
  • Информация о месте расположения юрлица или о месте жительства физлица.
  • Идентификационный номер налогоплательщика.
  • Данные о дате проведения сделки либо дата признания сделки несостоявшейся.
  • Информация о контракте, включающая наименования товаров, классификационный код, валюту проведения сделки, стоимость и сроки исполнения договора.
  • Дата разрыва договора с указанием соответствующей причины.

Выход из реестра

На текущий момент единственный способ быстро выйти из реестра недобросовестных поставщиков – это обжалование решения ФАС в суде. Судебная практика имеет огромное количество случаев, когда организация смогла успешно доказать свою правоту, быстро вышла из реестра и успешно продолжила участвовать в закупочных мероприятиях.

Во всех остальных случаях организации, попавшие в реестр недобросовестных поставщиков, автоматически покинут списки неблагонадежных компаний через два года с момента занесения в реестр.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector