Подарочный сертификат срок действия
Понятийный аппарат
Для начала попробуем разобраться, что такое подарочный сертификат (или подарочная карта). Это, по сути, документ, подтверждающий оплату товаров или услуг на определенную сумму – авансовый платеж. Деньги за него получены, а товар еще не отдан. В документе обычно указывается денежный эквивалент, правила использования, срок действия и иногда другие нюансы, которые нужно знать владельцу – например, возрастные ограничения или количество участников (если речь идет о развлекательном мероприятии).
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие подарочного сертификата, так же, как и нет конкретных норм права, которые регулировали бы спорные вопросы, связанные с ним.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар или оказать услугу, не связанные с предпринимательской деятельностью, а покупатель – оплатить.
Но в случае с подарочным сертификатом, который является лишь авансом будущей оплаты товара, продавец и покупатель еще не вступили в правовые отношения. В соответствии со ст. 23.1 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителей) до момента, пока товар не передан покупателю или не оказана услуга, договор купли-продажи будет считаться не заключенным. В ст.
421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в связи с этим потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса. Для этого необходимо направить в адрес магазина письменную претензию с требованием вернуть все денежные средства, потраченные на сертификат, или часть суммы, которая осталась после покупки товара (услуги).
Вы вправе, например, мотивировать свой отказ от сертификата тем, что в магазине нет подходящей вещи или услуги. В этом случае продавец не может исполнить свои обязательства по договору купли-продажи, а покупатель, в свою очередь, вправе потребовать возмещения. По аналогии вы также вправе воспользоваться сертификатом частично в разное время.
В случае если сертификат приобретался третьим лицом по безналичному расчету, то в данной ситуации предъявителю возвращаемого сертификата рекомендуется указать в заявлении на возврат свои банковские реквизиты. Ведь даже у фактического приобретателя сертификата к моменту возврата могут измениться банковские реквизиты.
В соответствии со ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей номинал сертификата или остаток не потраченной суммы должен быть возвращен в течение 10 календарных дней после написания заявления.
При этом отсутствие чека, подтверждающего факт приобретения подарочного сертификата, по закону не является основанием для отказа в возврате денег, что закреплено в ст. 25 Закона о защите прав потребителей, а также в ст. 493 ГК РФ, которые будут применяться по аналогии с общими нормами, применяемыми к договору розничной купли-продажи. Потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
Вернуть сертификат может не только тот, кто его приобретал, но и тот, кто получил его в подарок.
Ситуация: вы сдаете в магазин сертификат, купленный вами.
Для этого необходимо обратиться с письменным требованием о возврате сертификата и денежных средств, указать реквизиты банковского счета, с которого был оплачен сертификат, либо иные банковские реквизиты. В случае отсутствия банковских реквизитов просите произвести возврат денежных средств наличными.
Вы также обращаетесь с письменным требованием о возврате сертификата и денежных средств, указываете свои реквизиты банковского счета. В случае отсутствия банковских реквизитов просите произвести возврат денежных средств наличными.
Напомним, из преамбулы Закона о защите прав потребителей следует, что потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Что делать, если продавец отказывается возвращать денежные средства?
Если продавец отказывается возвращать деньги или оставляет претензию без ответа, потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, прокуратуру, а также в суд. Рассмотрение жалобы в первых двух случаях в соответствии с действующим законодательством составляет 30 дней.
Что касается судебного процесса, то точные сроки решения вопроса указать сложно – обычно это занимает несколько месяцев.
Напомним, что в соответствии со ст. 17 Закона о защите прав потребителей истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в своем Определении от 13 октября 2015 г. № 57-КГ15-7 пришла к окончательному выводу, что подарочный сертификат является авансом будущей оплаты товара, работы или услуги, а потому к правоотношениям в этой сфере применимы положения Закона о защите прав потребителей.
На сегодняшний день примеров судебной практики довольно много, и она в большинстве случаев положительная. Например, апелляционное определение Ленинского районного суда г. Иваново от 2 ноября 2017 г. по делу 11-40/17, определение СК по гражданским делам Приморского краевого суда от 8 июня 2016 г. по делу № 33-5400/2016 и др.
Также хочется обратить внимание, что магазины, безусловно, вправе самостоятельно утверждать условия выпуска подарочных сертификатов и определять собственные правила их оборота. Но в случае, если в правилах пользования сертификатом указывается, что приобретенные подарочные карты не подлежат возврату, имеют срок для их предъявления, либо стоимость сертификата должна быть использована в полном объеме, иначе не потраченная часть суммы не подлежит возврату – это прямое нарушение прав потребителя.
Согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Поэтому отказ со стороны продавца вернуть деньги из-за истечения срока действия сертификата, наличия условий о невозвратности сертификата и т. д., ссылаясь на свои правила выпуска, являются неправомерными.
Более того, потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор о привлечении продавца к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП, а именно включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
Данная позиция также отражена в Определении ВС РФ от 27 декабря 2018 г. № 305-АД18-18522. Такие же разъяснения опубликованы на официальных сайтах Роспотребнадзора различных регионов.