Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7(499)938-71-58 (бесплатно)
Регионы (вся Россия, добавочный обязательно):
8 (800) 350-84-13 (доб. 215, бесплатно)


Съемка в общественных местах закон. Закон о видеосъемке в общественных местах - Юриста дом

Съемка в общественных местах закон. Закон о видеосъемке в общественных местах

Закон о видеосъемке — что имеется в виду?

Давайте разберёмся в данном вопросе. Существует ли какой-то отдельный закон о видеосъемке? Нормативных документов, имеющих отношение к фотографированию и видеосъемке, несколько. Важнейший из них — Конституция РФ. Речь идет о той ее части, которая позволяет каждому гражданину нашей страны искать информацию свободно, а также передавать, получать, производить и распространять ее любым законным путем. Данное право гарантирует нам 29-я статья нашего Основного закона.

Помимо того, существует Федеральный закон, принятый в 2006 году (от 27.07) номер 149-ФЗ. Он называется «Об информации, информационных технологиях и защите информации». А завершает тройку важнейших документов всем известный Закон о защите прав потребителей.

Согласно Конституции, разрешено вести фотографирование и видеосъемку практически всех объектов, кроме тех, доступ к которым ограничен Федеральными Законами. Главные ограничения на съемку в общественных местах закон накладывает не на сам процесс съемки, а на коммерческое использование и обнародование ее результатов.

Общие положения закона о видеосъемке в общественных местах

Ситуация такова, что в российском законодательстве нет самостоятельного акта, посвященного запрету на видеосъемку. Пребывая в людных местах, граждане должны осознавать, что они могут оказаться в объективе видеокамеры каждую секунду, и это не будет считаться нарушением их права на частную жизнь. Но то, что закон о запрете видеосъемки без согласия или ее разрешение не оформлены отдельно, не означает, что в законодательном своде нет других инструментов для регламента этого процесса.

Еще одним актом, регулирующим положения о видеосъемке в местах публичного пользования, можно считать Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» N 149-ФЗ (27.07.2006). Последняя редакция данного закона была произведена 25.11.2017. В п. 1 ст. 7 закона указано, что информация, не имеющая ограничения к их доступу, имеет статус общедоступной.

Случаются ситуации, когда рядовые граждане пытаются запечатлеть на видео сотрудников государственных служб. В частности, мотивом может быть превышение служебных полномочий, некорректное поведение, нарушение прав гражданского лица или любые другие причины. Часто рядовые граждане опасаются того, что за действия такого рода они сами могут привлекаться к ответственности.

Однако реального повода для опасений нет: установлено, что должностное лицо не может препятствовать видеосъемке с его участием в месте общественного пользования. Применение силы к лицу, проводящему съемку, считается самоуправством и может быть зафиксировано как административное правонарушение в соответствии со статьей 19.1 Кодекса Российской Федерации АП.

Если при подобных действиях инициатору видеосъемки был причинен вред, то нарушителя можно привлечь к уголовной ответственности по статье 330 Уголовного Кодекса. К тому же, если инициатор пытался запечатлеть совершение должностным лицом какого-либо правонарушения, то препятствие видеосъемке может рассматриваться как незаконное вмешательство в ход следствия. Этот тезис отображен в ст. 3 ФЗ 273 «О противодействии коррупции».

Съемка в общественных местах закон. Закон о видеосъемке в общественных местах

Еще одним законодательным актом, подтверждающим право граждан проводить видеосъемку должностных лиц при исполнении, можно считать Указ Президента РФ №2234 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (31.12.1993). Согласно п.3 данного закона, деятельность должностных лиц и государственных институтов власти, госпредприятий и заведений подчиняется принципам открытости в вопросах информации.

Ситуация касательно проведения видеосъемки сотрудников МВД и ГИБДД отображена в ФЗ 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Закон подтверждает, что представители данных служб не могут возражать против записывания аудио-, фото- и видеоматериалов водителями и пассажирами автомобилей и пешеходами.

Любой гражданин, посещающий публичные места, может быть запечатлен на камерах наблюдения или в ходе другого съемочного процесса. Его личное согласие на это не требуется. Конституция РФ разрешает проведение съемки в местах общественного назначения, будь то любительская или профессиональная видеосъемка.

Выступать авторами видео могут как представители СМИ, так и обычные граждане (закон о СМИ здесь:). Нельзя считать нарушением права на частную жизнь видео- и фотоматериалы, полученные в ходе съемки в публичных местах. Автор съемки, изготовивший и опубликовавший фото или видео без разрешения запечатленных на них лиц, не понесет ответственность перед лицом закона.

Не накладывается вето на съемку в учреждениях культурного назначения и посещающих их лиц, если она не проводится с целью получения коммерческой выгоды. Фотографирование и видеосъемка несовершеннолетних в общественном месте не являются запрещенными законом.

Так где же всё-таки снимать запрещено?

Согласно конституционным правам, гражданин имеет право вести сбор информации любым способом, который ему удобен. Поэтому независимо от целей фотосъемки вспышка и штатив имеют полное право на существование в случае отсутствия помех и угрозы безопасности окружающих. Единственным исключением может стать вводимый музеями запрет на съемку в собственных залах в связи с необходимостью охраны отдельных экспонатов.

Те, кто норовит запретить фото- и видеосъемку, порой руководствуются законами советских времен, давно утратившими силу. Следует понимать, что данная сфера в наши дни регулируется новыми законами российского происхождения. Впрочем, любое правило не обходится без исключений.

Съемка в общественных местах закон. Закон о видеосъемке в общественных местах

Есть ли такие места, где съемка однозначно находится под запретом или требует отдельного разрешения? Данная процедура запрещена в зданиях судов, а также исправительных учреждений. Запрет зафиксирован в статьях процессуальных кодексов, аналогичных по своей значимости федеральным законам.

Снимать судебный процесс можно лишь с разрешения председательствующего судьи. Если дело касается административных правонарушений, разрешение на съемку может дать другое должностное лицо, которое имеет отношение к данному делу.

Фотоснимки осужденных, которые находятся в исправительном учреждении, можно получать лишь с их письменного согласия. Объекты по их охране разрешается снимать, получив письменное разрешение администрации исполняющего наказание органа.

В служебных и прочих помещениях детективам вести видео- и фотосъемку нельзя без письменного согласия лиц как частных, так и должностных.

Нельзя фотографировать и снимать на закрытых заседаниях Государственной думы, а также проносить туда любую съемочную технику. Под запретом фотосъемка военных объектов и кораблей с борта иностранных судов. Нельзя снимать на объектах Федеральной таможенной службы. Внос техники в здании Госстроя дозволяется лишь с письменным разрешением.

Запрет касается и территории Министерства топлива и энергетики. Нельзя фотографировать наряды и объекты на расстоянии в пределах 5 километров вдоль государственной границы, не получив на то письменного разрешения ФСБ. Запрет на пронос техники и ведения съемки также касается территории Ространснадзора в отсутствие разрешения.

Источник

Запрет на видеосъемку

Действующее законодательство содержит в себе ряд прямых ограничений на фото- и видеосъемку. В частности, нельзя фотографировать и снимать:

  • в судах при рассмотрении гражданских, уголовных, экономических дел без разрешения суда;
  • в библиотеках документы библиотечного фонда;
  • на борту самолета без разрешения;
  • в пунктах пропуска через границу;
  • посетителей игорного заведения без их разрешения и разрешения специально уполномоченного должностного лица организатора азартных игр;
  • в посольствах, консульствах – как правило, изъятия могут быть установлены национальным законодательством соответствующих государств;
  • режимные и особо режимных объекты – перечень таких объектов определяется Советом Министров Республики Беларусь, однако самого перечня в общем доступе не имеется, в связи с чем, не всегда понятно, является ли тот или иной объект режимным или нет.

Воспрещение на проведение видеосъемки оформлено в Гражданском кодексе РФ (18.12.2006). Статья Федерального закона под номером 230 включает ст. 152.1, имеющую название «Охрана изображения человека». Содержание данной части описывает невозможность использования видео для собственных целей или с целью получения выгоды, если запечатленные на нем лица не дали свое согласие в письменном виде.

Не возбраняется видеосъемка физических лиц в следующих ситуациях:

  • Создание видео было инициировано с подачи и в целях интересов государства;
  • Упомянутое видео – часть блока новостей;
  • Видеосъемка велась с целью освещения стороннего события, и запечатленный на нем человек попал в кадр по стечению обстоятельств;
  • Видео является частью съемочного процесса массовых акций и мероприятий;
  • Видеоматериал относится к съемке сотрудников службы полиции, которые находились при исполнении служебных обязанностей.

Видеосъемка в общественных местах проводится повсеместно, за исключением следующих объектов:

  • Место заседания суда. Учреждения, относящиеся к пенитенциарной системе (исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы);
  • Закрытые заседания Государственной Думы;
  • Объекты военного и стратегического назначения;
  • Пункты таможенного оформления и пункты пограничного контроля, находящиеся на расстоянии до 5 км от границы (приказ ФСБ от 10.09.2002). Подробности про закон ФСБ можно прочесть по ссылке:

Если после запроса, адресованного официальным уполномоченным лицам, выдается соответствующее разрешение, то видеосъемка может быть проведена.

Установленного законом официального наказания, накладываемого на лицо, проводящее видеосъемку в общественном месте, не существует. Сбор информации в публичных местах, отведенных под посещение большим количеством людей, не признается вмешательством в личную жизнь третьих лиц. Но ограничения есть. Если содержание изготовленного видео несет негативный характер, порочащий заснятого человека, последний вправе потребовать изъять видеоматериал из обращения и публичного доступа.

Предлагаем ознакомиться:  Статья 32 Закона "О защите прав потребителей": расторжение договора оказания услуг

Съемка в общественных местах – закон

Сегодня, когда почти у каждого человека есть под рукой смартфон с камерой, записать на видео происходящее вокруг можно без особого труда. Но случаются ситуации, когда процессу активно препятствуют посторонние лица, мотивируя отказ тем, что существует закон о запрете видеосъемки. Или гражданин попадает в объектив камеры, не дав на то согласия.

Любительская видеосъемка является предметом многочисленных и весьма жарких дискуссий, особенно, если речь идет о видео с участием должностных лиц. Вызывает споры и наличие видеокамер в общественных местах.

Кого и когда можно снять на видео? Как регулируется процесс видеосъемки? Можно ли наказать тех, кто сделал видеоролик с участием постороннего лица без его разрешения? Подробнее в статье.

Съемка в общественных местах закон. Закон о видеосъемке в общественных местах

В нынешние времена развитых технологий нет человека, не увековеченного в фото- и видеоматериалах. Граждане запечатлевают личные памятные события при помощи видеосъёмки, снимаются в музыкальных клипах и кино. Если видеосъёмка производится на добровольных началах, этот процесс приятен и увлекателен. Но граждане оказываются под прицелом камер и не по собственной воле.

Случается, что человек попадает в кадр не желая этого, а в ряде случаев и не подозревает о видеосъёмке. Чаще всего это происходит в общественных местах. Закон гласит, что претензии к оператору будут не обоснованы на основании статьи 29 Конституции РФ.

В соответствии с указанной статьёй, гражданин обладает правом использовать любые средства для добычи и производства информации. В том числе, ему дозволенно снимать любые материалы в общедоступных местах.

Препятствовать непосредственно процессу видеосъёмки, угрожать оператору и, тем более, предпринимать физическое воздействие на него — закон не позволяет.

Полицейские, военные, чиновники бывают категорически против видеосъёмки. По закону, права на подобный запрет у них нет. Должностных лиц, находящихся при исполнении, фотографировать и снимать на видео можно беспрепятственно.

Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии коррупции», принятого 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ, что в рамках антикоррупционной кампании, деятельность государственных и районных управленческих организаций должна быть прозрачной и открытой.

Закон гласит, что должностное лицо, препятствующее видеосъёмке, будет привлечено к административной ответственности.

Если посредством видеосъёмки запечатлелось должностное преступление данного сотрудника ( например, получение или дача взятки) или ещё каким — либо способом нарушал закон, его противодействия оператору в будущем будут расценены как препятствующие следствию.

Любой человек по закону имеет абсолютное право вести видеосъёмку, наблюдая за представителями органов государственной власти, федеральных органов, членов партии и должностных лиц, когда те находятся при исполнении.

Действовать таким образом гражданин может как в личных, так и в общественных интересах. Законное право скреплено пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 года №2234, не потерявшего актуальность и в наше время.

Согласно постановлениям Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», представители государственных органов (МВД, спецназ) не имеют право отказать в информативном доступе к своей деятельности и налагать запрет на видеосъёмку.

Съемка в общественных местах закон. Закон о видеосъемке в общественных местах

Запрет на видеосъёмку по закону может иметь место в случае наличия такового в действующем законодательстве РФ. Если запрет существует на законодательном уровне, сотрудник ГИПДД обязан проинформировать об этом гражданина, производящего видеосъёмку.

Выписывание в данном случае штрафа и агрессивное препятствие видеосъёмке со стороны сотрудника — недопустимое превышение должностных полномочий.

Фото и видеосъемка стала неотъемлемой частью жизни каждого гражданина. Однако, доставая фотоаппарат или видеокамеру, и собираясь использовать их для запечатления какой-либо информации, нужно знать, законны ли планируемые действия. Разберем, что говорит закон о съемке в общественных местах, на какие нюансы нужно обратить внимание и что поможет предусмотреть возможные проблемы.

Существует несколько нормативных документов, говорящих о видео и фотосъемке в общественных местах.

Один из них – статья 29 Конституции РФ, которая дает право каждому человеку свободно собирать, производить, владеть и распространять информацию общего доступа.

Еще один норматив, позволяющий снимать в общественных зонах – Закон о защите прав потребителей, также подтверждающий право на беспрепятственное получение информации.

Съемка в общественных местах закон. Закон о видеосъемке в общественных местах

Основной нормативный документ, затрагивающим законность фото и видеосъемки, это Федеральный закон №149 «Об информации».

Однако если речь заходит о дальнейшем коммерческом использовании собранного материала, проявляются различные ограничения и запреты.

Каждый гражданин России имеет право на сбор, получение, распространение и передачу информации, находящейся в общем доступе (ст.29 Конституции РФ).

Следовательно, снимать на камеру можно практически все, но при условии, что место съемки считается публичным и общественным.

Что касается съемки на территории, являющейся частной собственностью, или на объектах стратегического назначения (метро, воинские части, отдельные производственные цеха), то здесь проведение любых действий по фиксации информации дозволяется исключительно по письменному распоряжению собственника или органа государственной власти.

Снимая в общественных местах нужно помнить о том, что распространение информации не всегда доступно.

Закон защищает граждан и их право на частную жизнь. Следовательно, если в обозримом будущем материл используют в коммерческих целях, потребуется предварительное письменное согласие объекта съемки на публикацию (за исключением ситуаций, указанных в законе).

Торговые объекты относят к местам общего пользования, следовательно, устанавливать любые ограничения касательно запрета на фото и видеосъемку невозможно. Закон предусматривает, что потребитель вправе получать информацию о товарах и услугах любыми законными способами, в том числе и с помощью фотоизображений и видеороликов.

Даже если в магазине (торговом центре) имеются знаки, запрещающие съемку, они не будут законными. При попытках противодействовать пользователю, решившему вести съемку в магазине, действия сотрудников будут попадать под ст.14.8 КоАП РФ «Нарушение иных прав потребителей».

Многие предприниматели настаивают на том, что цены на товар и внешний вид полок магазина относятся к коммерческой тайне, ссылаясь на соответствующий закон. Подобное утверждение не правдиво и вводит пользователей в заблуждение.

Закон устанавливает запрет на съемку продукции с ценами только в том случае, если процесс не происходит в общественном месте.

Чтобы информация приобрела статус коммерческой тайны доступ к ней нужно ограничить. Следовательно, все объекты, находящиеся в общественном доступе (включая ценники) изначально не могут считаться коммерческой тайной.

Если при попытках провести фото или видеосъемку охрана вызывает полицию, их действия носят противозаконный характер. Фотограф вправе попросить прибывших сотрудников защиты правопорядка привлечь нарушителей к ответственности по ст.19.13 КоАП РФ за ложный вызов полиции.

Нередко чиновники выступают категорически против видео и фотосъемки, оперируя своими полномочиями и ссылаясь на непонятные законы. На деле установить запрет на съемку они не могут, так как действует принцип полной информационной открытости.

Фото и видеосъёмка: Какие есть запреты

В положениях ФЗ-273 «О противодействии коррупции» указано, что вся деятельность чиновников должна быть открытой и доступной. Также утверждается право гражданина лично отслеживать качество работы и добросовестность должного лица. Делать это можно в частности с помощью фото и видеосъемки.

Если чиновник пытается выполнить препятствие, он привлекается к административной ответственности, так как нарушает принцип информационной открытости. Если на пленке находиться факт нарушения (дача или получение взятки), попытка препятствовать съемке расценивается как препятствие следствию, что влечет за собой более суровое наказание для коррупционера.

Беспрепятственно осуществлять видео и фотосъемку в зале суда можно только при условии, что разбирательство проходит в открытом формате (ч.7 ст.10 ГПК РФ). И то, для исполнения права на проведение съемки пользователю потребуется получить согласие судьи.

Что касается закрытых заседаний в суде, то съемка будет запрещена, если дело затрагивает государственные интересы или конфиденциальные данные. Во всех иных ситуациях фиксация судебного процесса путем фото или видеосъемки допускается при наличии разрешения от судьи.

Законодатель не устанавливает запрет на съемку полицейских, находящихся при исполнении служебных обязанностей. Действует указ Президента РФ №2334 от 31.12.

1993 года, согласно которому деятельность государственных органов осуществляется на принципах полной информационной открытости.

Данный принцип предполагает гражданский контроль за профессиональной деятельностью полицейских и государственных чиновников.

Следовательно, сотрудников полиции снимать не запрещено, и препятствовать съемке они не могут.

В школе

Образовательные учреждения, в частности школа, попадают в категорию общественных мест, и проводить фото и видеосъемку тут не запрещено. Забрать камеру нельзя, так как данное действие может расцениваться сотрудниками полиции как грабеж.

Однако следует учитывать требования ст.152.1 ГК РФ.

Данный норматив гласит, что если в кадре находятся граждане, публикация и распространение фото и видеоматериала без получения разрешения не допускается. Здесь будут некоторые особенности.

Можно ли фотографировать страницы библиотечных книг?

Запрет на съемку общественных мест часто подразумевает магазины, офисы или рестораны. Можно ли снимать выкладку товаров, фотографировать ценники или прочую подобную информацию? Часто владельцы запрещают это, объявляя данную информацию коммерческой тайной, но подобные заявления не выдерживают никакой критики.

Демонстрируемая на ценниках стоимость товаров никоим образом не может относиться к коммерческой тайне. Она однозначно принадлежит к числу общедоступной информации. Более того, скрывать подобные данные означает нарушать закон, защищающий права потребителя.

А что насчёт съемок в заведениях общепита? Владельцы кафе и ресторанов часто полагают, что такое общественное место может существовать по особым, им установленным правилам, которым посетители должны подчиняться. Но они правы лишь в той мере, в какой данные правила не противоречат законам РФ. Ограничение и запрет на фотосъемку нарушает упомянутый выше Закон номер 149 и вступает в прямое противоречие с Конституцией РФ.

Предлагаем ознакомиться:  Как получить жилье многодетной семье от государства, какие документы потребуются, порядок постановки на очередь

Правомерным подобный запрет может стать только в том случае, когда фотограф мешает прочим посетителям или создает угрозу их безопасности.

Если фотосъемка в магазине, баре, кафе или офисе запрещается их владельцами, происходит подмена понятий сбора информации и пользования имуществом. Согласно всё тому же упомянутому Закону об информации, фотосъемка никак не может относиться к действиям, ущемляющим чьи-либо имущественные права.

съемка в общественных местах закон

Порой владельцы магазинов не разрешают фотосъемку фасада своего здания, мотивируя это нарушением прав на товарный знак. Но фотосъемка логотипа никоим образом не относится к варианту использования товарного знака. Данный вопрос освещен статьей 1484 ГК РФ, поясняющей, что подразумевается под понятием использования такового знака.

Речь идет об идентификации товаров, услуг или работ в сфере рекламы либо на упаковке товара. К фотосъемке это всё не имеет ни малейшего отношения и никоим образом не ущемляет прав собственника.

В статье номер 1273 Гражданский кодекс разрешает нам фотографировать страницы книг в библиотеках собственным фотоаппаратом. Под нарушение авторских прав попадает лишь копирование книги или нот целиком с последующей распечаткой и использованием в коммерческих целях.

Очень часто в библиотеках читателям подобные копии делать запрещают, вынуждая прибегать к копировальной технике библиотеки. В данном случае также речь идет о нарушении Закона о защите прав потребителей. Данное действие относится к числу навязанных услуг.

Закон о видеосъемке: можно ли снимать на камеру должностных лиц, сотрудников полиции, в общественных местах или магазине, школе

Запретов на это законодательство не содержит. В части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии с принципом публичности и открытости, установленным статьей 8 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ «О полиции», деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Открытость и доступность информации о деятельности государственных органов гарантирует и статья 4 Федерального закона от 9 февраля 2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Похожий принцип «публичности и открытости деятельности государственных органов» закреплен и в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008г.

Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 года № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (п. 3) устанавливает, что деятельность государственных органов осуществляется на принципах информационной открытости, что может выражаться, в частности, «в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан».

Кроме того, если речь идет о сотрудниках ГИБДД, то фиксировать свой разговор с ними разрешено Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

Необходимо принимать во внимание, что в каждом конкретном случае при решении вопроса о возможности и порядке проведения фото- и видеосъемки следует исходить из необходимости соблюдения конституционных прав каждого гражданина, с одной стороны, на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, а с другой – на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23 Конституции Российской Федерации), на охрану своего изображения (статья 152.

1 Гражданского кодекса Российской Федерации), защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), защиту государственной и иной охраняемой законом тайны (статья 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993г. №5485-1 «О государственной тайне»).

В случае существующего запрета на фото- и видеосъёмку сотрудник полиции в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О полиции» должен разъяснить причину и основания этого запрета, то есть указать нормативный правовой акт, запрещающий съёмку.

Согласно статье 24 Конституции Российской Федерации граждане могут фотографировать и снимать на видеокамеру:

  • на пресс-конференциях (если организаторы не запрещают видеосъёмку);

  • участников демонстраций, акций протеста, выступающих на этих мероприятиях;

  • участников происшествий и столкновений;

  • любых людей, случайно попавших в кадр при съёмке всего вышеперечисленного (когда съёмка таких людей не является целью), если человек не возражает (не закрывается руками, не протестует иным образом) или прямо соглашается на видеосъёмку.

Следует также обратить внимание, что в зданиях отделов внутренних дел, в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в ОВД РФ, утвержденной приказом МВД России от 11 марта 2012 года №015 (далее – Инструкция), устанавливается пропускной режим, в рамках которого могут быть введены запреты и на съёмку.

Съемка в общественных местах закон. Закон о видеосъемке в общественных местах

Таким образом, пропуск посетителей на территорию органа внутренних дел по решению руководителя (заместителя руководителя) органа внутренних дел или уполномоченного им сотрудника возможен. Вместе с тем, осуществление съемки на такой территории (кроме комнат для приема граждан) запрещено.

Не требуется отдельного разрешения для проноса сотовых телефонов, но съёмка ими на режимной территории запрещена все равно. За нарушение такого запрета может быть применена статья 19.3 КоАП Российской Федерации, устанавливающая ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.

О чем должен помнить сотрудник полиции при общении с гражданином:

  • на форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции;

  • при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения.

  • в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

  • сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Указом Президента РФ номер 2334 установлен так называемый принцип информационной открытости для любых государственных органов. На практике это означает, что право любого гражданина — контроль деятельности госорганов, возможный в том числе письменно и с помощью технических средств.

Согласно приказу МВД номер 185, вышедшему в марте 2009 года и касающемуся административного регламента МВД в сфере безопасности дорожного движения, гражданам позволено фиксировать любые разговоры с представителями ГИБДД и запрет последних на подобное действие является нарушением закона.

Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия съёмкам?

Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съёмки — «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это — административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП Российской Федерации. Если существенный вред все же причинен — то уже преступление (ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Если сотрудник полиции незаконно препятствует съёмке, он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, когда при их создании были нарушены авторские права.

А изъятие самой камеры или флеш-карты — это уже «грабёж», предусмотренный ст. 161 Уголовного кодекса Российской Федерации, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.

О некоторых вопросах производства видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий

Отдельно также охраняется изображение гражданина, что обусловлено гарантированным правом на невмешательство в личную жизнь, неприкосновенность частной жизни.

Так, прямо запрещено без разрешения гражданина использовать его изображение в рекламе. Кроме того, в соответствии с законодательством о средствах массовой информации журналисты обязаны получать согласие физических лиц на проведение кино- и фотосъемки, за исключением случаев их проведения в местах, открытых для массового посещения, на массовых мероприятиях.

Отдельно следует отметить позицию Конституционного суда Республики Беларусь по вопросу правовой охраны изображения гражданина, изложенную в Решении от 30.10.2018 N Р-1145/2018. Так, Конституционный суд констатировал, что право на охрану изображения является неотъемлемым личным неимущественным правом каждого, однако механизм защиты такого права недостаточно определен действующим законодательством.

Содержание названного решения, фактически, констатирует право каждого гражданина на правовую охрану собственного изображения, что предполагает, в том числе, запрет неопределенному кругу лиц на использование, публичный показ изображения других граждан без их согласия.

Самое важное – постараться вести себя как можно более естественно.

1. Никогда не смотрите в камеру. Лучше всего о ней вообще забыть. Вы разговариваете со своим собеседником, поэтому и смотреть надо на него, если вы общаетесь с группой людей, обращайтесь к тому, кто задал вопрос.

2. Не опускайте глаза и не отводите взгляд в сторону, а тем более их не закатывайте. Вас можно уличить в неискренности.

Предлагаем ознакомиться:  Оформление приказом смены фамилии сотрудника

3. Держитесь спокойно, с достоинством.

4. Следите за выражением вашего лица. Оно должно гармонизировать с содержанием сказанного. Понятно, что улыбка производит более благоприятное впечатление, чем печальный вид. Разговор о несчастье «с улыбкой на устах» может запомниться надолго.

5. Сохраняйте внутренне спокойствие. Даже если вам кажется, что вопрос поставлен некорректно, а то и вовсе провокационно, не теряйте самообладания. Ваше раздражение по отношению к гражданину вызовет ответный всплеск неприятия вашей персоны у зрителя, а при умелом монтаже и неприязнь.

6. Не складывайте руки на груди. Это говорит о том, что вы не готовы к открытому диалогу, а то и вообще ушли в глухую защиту.

7. Не держите руки в карманах. Это говорит о вашей неопрятности, неуважении к собеседнику и даже может свидетельствовать о недостоверности предоставляемых вами сведений. Кроме того, неизбежно возникнет соблазн поиграть мелочью и позвенеть ключами, а это – ненужное шумовое сопровождение.

8. Не ставьте руки на бедра. Это показатель вашего агрессивного настроения.

9. Не размахивайте руками, подкрепляя жестами сказанное. Но уж если вы обычно помогаете себе жестикуляцией, держитесь в рамках приличия.

fotoc3

10. Не прикрывайте рукою рот. Кроме нарушения артикуляции этот жест может рассматриваться как неуверенность и стыдливость.

11. Не сидите с расставленными широко ногами, положив руки на колени.

12. Не сидите нога на ногу. Не вы смотрите телевизор, а смотрят на вас. Мнимая расслабленность – не лучший для вас союзник. Кроме того, такая поза создает невидимый барьер между вами и корреспондентом. Вполне допустимо скрестить ноги в области лодыжек. При этом надо следить за тем, чтобы носки были темного цвета и покрывали икры.

В практической деятельности органов внутренних дел Российской Федерации особую сложность вызывает предоставление информации о деятельности полиции, когда она непосредственно связана с осуществлением уголовно-процессуальных и иных процессуальных полномочий.

Рассмотрим подробнее правовые основания осуществления видеосъемки, видеозаписи, видеофиксации и криминалистической видеозаписи в ходе производства следственных действий.

В статье 29 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова (ч. 1); никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ч. 3); каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4);

гарантируется свобода массовой информации, цензура запрещается (ч. 5). На основании ст.ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), признается персональными данными. Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. п. 1, 3 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» в статье 11 определено, что полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

В статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

Данные оперативно-розыскные мероприятия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции и отражения в процессуальных документах – протоколах.

На основании ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации не уполномоченными на то данным Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина допускаются только с согласия этого гражданина. Такого согласия не требуется, когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

Из содержания данной нормы следует, что согласие гражданина при съемке на публичных мероприятиях, не требуется, когда такое изображение не является основным объектом использования. Изображение гражданина, полученное в местах, свободных для посещения, или на публичных мероприятиях, не может быть обнародовано или использовано, когда такое изображение является основным объектом использования.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», регулируя отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными, муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, предусматривает принятие мер по обеспечению безопасности персональных данных.

По смыслу пункта 1 части 1 статьи 3, части 1 статьи 6, статьи 7, частей 2, 3 статьи 9 названного Федерального закона обработка персональных данных, к которым отнесена любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе их распространение и предоставление, при отсутствии согласия субъекта персональных данных на их обработку допускается только в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 8 статьи 164 и частью 2 статьи 166 УПК РФ в ходе производства следственного действия ведется протокол; протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Данные следственные действия не сопряжены с ограничением прав и свобод граждан, вследствие чего не требуют судебной санкции, но требуют отражения в процессуальных документах – протоколах следственных действий.

Различное по характеру нормативное правовое регулирование вопросов получения и собрания информации, в том числе в свете особенностей доказывания, закрепленное вышеуказанными нормативными правовыми актами, предопределило ряд неясных вопросов, связанных с проведением видеосъемки.

Так, 23.04.2013 на федеральном сайте АПК «Официальный интернет-сайт МВД России»1 размещены видеоматериалы, предоставленные сотрудниками ГУЭБиПК МВД России в качестве сопровождения информационного сообщения о хищении бюджетных денежных средств при участии работников банка АКБ «Б.» (ЗАО).

Можно ли вести фотосъемку с борта самолета?

Следует учитывать, что во время посадки и взлета в самолете нельзя использовать никакие электронные приборы. Но дополнительные ограничения на съемку во время перелета, вводимые по личной инициативе отдельных авиакомпаний, относятся к нарушениям наших с вами потребительских прав.

Можно ли снимать в метро? Метрополитен не относится к стратегическим государственным объектам и по факту ничем не отличается от других общественных учреждений, где фотосъемка никоим образом запрещена быть не может.

Можно ли снимать на важных мероприятиях и возле памятников культуры?

В частности, речь идет о возможности снимать у Кремля на Красной площади. Как и предыдущий, вопрос относится к числу тех, что связаны с понятием государственной тайны. Прямого указания о запрете фотосъемки на Красной площади не существует. Что касается территории Кремля, то правила, по которым там разрешается снимать, налагали раньше ограничения на размеры фотоаппаратов, но на данный момент подобные меры отменены.

Теперь разрешением на фотосъемку следует запастись лишь в двух случаях — при проведении охранных мероприятий и подготовке к ним или когда фотограф снимает для тиражируемой продукции. Получается разрешение путем подачи заявки в ФСС и рассмотрения ее в течение трехдневного срока.

Можно ли снимать в музее?

Часто там можно увидеть знак «фотосъемка запрещена». Многие музеи за возможность фотосъемки требуют плату, при этом отсутствуют какие-либо нормативные государственные акты на подобное действие. Что же на самом деле можно, а что нельзя делать в музее?

В нашей стране в 1996 году издан закон номер 54-ФЗ. Данный федеральный закон касается музейного фонда РФ. Согласно ему, музеем может быть введен запрет на коммерческое использование фотоснимков его экспонатов и выпуск соответствующих сувениров. Относится это к любому объекту или экспонату независимо от того, охраняется ли он авторским правом или нет.

Ограничить доступ к экспонатам музей может лишь в случае их неудовлетворительного состояния или нахождения на реставрации либо в хранилище. Введение платы за возможность фотосъемки является незаконной с юридической точки зрения. То, насколько целесообразным будет вести спор в каждом конкретном случае, предстоит решать фотографу самостоятельно.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector